По словам Михаила Рожко, директор направления брокериджа Департамента управления активами NAI Becar, в начале года заявок от новых компаний не поступало. Сегодня малый бизнес заметно активизировался, при этом большинство запросов поступает от предпринимателей-новичков.
Заявки поступают на подбор помещений под организации общественного питания и продуктовой розницы: пекарни, магазины фермерских продуктов, кофейни. «Мотивы для создания своего дела у всех разные, - комментирует Михаил Рожко. - Много заявок поступает от бывших менеджеров, которые сегодня приняли решение развивать свое дело, или от собственников другого бизнеса, который из-за кризиса стал менее прибыльным». Начинающие новое дело бизнесмены ставят на то, что в кризис потребители, возможно, не поедут путешествовать или не купят дорогостоящую технику, но не откажут себе в свежей выпечке или чашке кофе.
Рост спроса на коммерческие площади со стороны малого бизнеса подтверждает и Андрей Макаров, управляющий партнер БЦ «Сова». «Летом и в начале осени мы ощутили всплеск спроса на небольшие офисные площади, регулярно поступают заявки от кофеен на размещение своих точек в бизнес-центре».
Главное требование в таких заявках: проходимое место. Предпринимателям необходимо генерировать денежные потоки с момента запуска - средств и времени на маркетинг и развитие точки нет. Наиболее востребованы у молодых бизнесменов сферы общественного питания Петроградский, Центральный и Адмиралтейский районы.
Площадь помещений, которые сегодня ищут под свой первый бизнес – до 50 кв. м., ставка аренды в зависимости от проходимости составляет 1500-2500 кв.м. Найти такое помещение сегодня крайне сложно. Предложение уходит с рынка моментально. В итоге параметры конечной сделки значительно отличаются от требований в заявке. Например, часто меняется район. |