В спорах с Россией по принадлежности ряда акваторий в Северном Ледовитом океане страны-конкуренты ныне ссылаются на то, что до сих пор есть в этих акваториях участки, оспариваемые РФ с Норвегией, Данией (Гренландией) и США. Потому, по их мнению, сначала нужно определить принадлежность этих участков, а уж затем - демаркировать межарктические границы. Но дело как раз в том, что именно в спорных районах сосредоточено свыше 60% объема ресурсов газа и до 40% - нефти Арктики.
Американцы забеспокоились первыми
Географически Россия (как и бывший СССР) имеет право претендовать минимум на половину территории Северного Ледовитого океана - благодаря максимальной протяженности российского (экс-советского) берега Арктики и российской (советской) принадлежности многих архипелагов, расположенных вблизи Северного полюса. Это самый сильный российский аргумент, но его учитывают конкуренты. Потому они и настаивают на первичности переговоров с РФ именно по пограничному размежеванию в Арктике, а точнее - на принадлежности этим странам спорных с РФ “нефтегазоносных” районов Арктики.
“Россия, в рамках положений ратифицированной ею в 1997-м Конвенции по морскому праву (1982 г.), заявила права на участки Северного Ледовитого океана в надежде “застолбить” потенциальные запасы нефти и газа. А они могут стать более доступными по мере уменьшения полярной ледяной “шапки” вследствие изменения климата”.
Об этом недавно заявил один из руководителей внешней политики США сенатор Лугар. При этом он подчеркнул: “Если США вскоре не ратифицруют эту Конвенцию, американским интересам будет нанесен прямой урон”.
Чего не сделаешь ради соседей?
Под давлением США, Канады и Дании (Гренландии) и при “молчании” Норвегии с Исландией специальная комиссия ООН отвергла в 2007-м первый вариант российской “арктической” заявки, в которой обосновывалась ее позиция по разделу прилегающих к Северному полюсу морей и территорий (от границы России с Норвегией на Кольском полуострове - на западе и до оконечности Чукотки - на востоке).
Комиссия указала, что Россия должна всесторонне доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, чтобы претендовать на расширение границ своей экономической зоны в Арктике.
Дания же с автономной от нее Гренландией доказывают, что до 70% площади этого шельфа - продолжение северогренландского горного хребта имени Ломоносова. В случае признания спецкомиссией правильности такой позиции и Дания, и Гренландия готовы отказаться от ряда участков “датско-гренландского” арктического шельфа в пользу Норвегии, Канады и даже Исландии - во имя сохранения дружественных взаимоотношений с этими государствами.
Это типичный пример прагматизма, обусловленный конечными датскими интересами в Арктике. По сути, эти страны совместно решают, от какой части обширного датско-гренландского арктического пространства способна отказаться датская сторона. Чтобы затем осуществлять совместный прессинг на РФ и одновременно лоббировать датскую, то есть не выгодную России трактовку происхождения шельфа Северного Ледовитого океана.
Главный российский аргумент
По данным ВНИИ океанологии и других источников, в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны Россия “с большой долей вероятности” можно прирастить континентальный шельф на 1,2 млн квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9-10 млрд тонн условного топлива. Если будет признана доказательной российская позиция по упомянутому шельфу.
Конвенция ООН по морскому праву определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной, расширение которой допускается лишь в том случае, если границы национального континентального шельфа простираются за пределы 200-мильной экономической зоны. То есть надо доказать, что тот шельф - продолжение Сибирской континентальной платформы.
По многим экспертным оценкам, главный российский аргумент - самая протяженная, в сравнении с другими приарктическими странами, береговая линия в Арктике. Отмечается также, что согласие РФ на допуск, например, датских или норвежских нефтегазовых компаний или рыбопромысловых судов в российские шельфовые районы Северного Ледовитого океана могло бы “вырвать” Осло и Копенгаген из проамериканского арктического альянса против РФ (тоже было бы “полезно” в отношении Исландии, арктические интересы которой отвергают Норвегия и особенно Дания).
Дания с Гренландией проводят прагматичную политику в отношении допуска других приарктических стран в ту зону Арктики, на которую претендуют датчане.
При аналогичной политике РФ более активным ее “союзником” в этих вопросах могла бы стать Канада, оспаривающая претензии Дании (Гренландии) и США на арктический шельф, особенно на североамериканский. Плюс к тому официальные и “потенциальные” границы РФ и Канады в Арктике не соприкасаются.
|