Правительство Вологодской области утвердило долгосрочную целевую программу развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения с 2009-го по 2011 год.
Небходимость в постановлении возникла давно. Общая протяженность региональных дорог в области составляет около 11,5 тыс. километров, муниципальных - более 7 тыс. километров. По правилам, дорогу нужно ремонтировать уже через семь лет после ее строительства. Однако в области, по словам начальника департамента дорожного хозяйства Бориса Мельникова, их не ремонтируют по 20 и более лет...
А для поддержания автомобильных магистралей в нормальном состоянии необходимо восстановить в общей сложности около 1300 километров дорог.
Денег нет и ремонта - нет
Некоторое время назад состояние вологодских дорог проверила областная прокуратура. Результаты шокировали. В большинстве муниципальных образований области износ автомобильных дорог достигал до 100%.
Единственный населенный пункт области, где состояние магистралей характеризуется как положительное, - это Череповец.
Главная причина аварийного состояния дорог - хроническое недофинансирование. Федеральный бюджет обеспечивает около 15% тех средств, которые выделяют области на дороги. Остальное - дает сам регион.
По мнению Бориса Мельникова, чтобы решать вопросы финансирования строительства и ремонта дорог, федеральной власти необходимо совсем по-другому строить межбюджетные отношения между центром и регионами.
Качество работ оценили ...прибылью
Правда, есть и другой вопрос: как бюджетные деньги используются?
Проверка расходования средств, направленных из областного бюджета на благоустройство Вологды в прошлом году, закончилась скандалом. Закупая в отдельности асфальтобетонную смесь и работы по ее укладке, муниципальные чиновники могли бы экономить бюджетные средства.
Но в стоимость ремонта, как выяснилось, входила и цена материалов. В результате исполнители имели прибыль, ничего для этого не делая. Кроме того, было выявлено почти 550 кв. метров дорог, ремонт которых был полным браком по той причине, что асфальт укладывался при... минусовой температуре.
Без дорог развития не будет
Безусловно, программу правительства области можно только приветствовать. Но вот учтен ли печальный вологодский опыт авторами документа? Как сообщает пресс-служба правительства области, для ее реализации утверждено несколько программных проектов. Например - `Содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений`.
Однако проекта, где предусматривались меры, которые позволили бы жестко контролировать расходование казенных денег, в программе нет. Нет и конкретных мероприятий, предусматривающих повышение качества строительства.
Почему наши дороги так быстро стареют? Во-первых, раньше хуже строили. Во-вторых, наши основные автомагистрали не соответствуют современным, принятым во всем мире, нормативам. Это несоответствие до сих пор закладывается на стадии проектирования. В устаревших СНИПах были приняты расчеты на осевые нагрузки грузового автотранспорта в пределах 6,5 тонн, на семь тонн меньше, чем в странах Европы.
Почему бы не поставить этот вопрос перед главным транспортником страны Игорем Левитиным и Росавтодором?
Между тем в ближайшие три года в Вологодской области планируют ускоренными темпами развивать лесной комплекс. Но развитие лесного комплекса невозможно без дорог к таежным поселкам лесозаготовителей и делянкам. А в области в последние годы ежегодно прокладывают всего несколько десятков километров постоянных лесных дорог.
Строительство ведется без необходимой технической и проектной документации, исходя лишь из текущих потребностей и потому некачественно. А без хороших дорог экономического развития не будет. Учесть бы это в программе...
Только цифры
11 млрд руб. планируют выделить из бюджета Вологодской области на развитие сети автомобильных дорог в 2009-2011 гг.
11,5 тыс. км - общая протяженность сети дорог регионального значения в Вологодской области
7 тыс. км - протяженность сети муниципальных дорог
|