В Петербурге созидательная отрасль традиционно считается градообразующей, занимая третье, после промышленности и торговли, место по количеству прибыли, приносимой в городскую казну. Потрясения на мировых рынках, банковский и финансовый кризис не могли не коснуться и строительной сферы.
Замедление темпов строительства, изменение объема работ на строящихся объектах в основном происходят на рынке производства жилья.
Из-за очередной стагнации на первичном рынке, сокращения ликвидности квартир застройщики не всегда могут осваивать прежние объемы средств. Этот сектор испытывает сегодня дефицит инвестиций, так как участники первичного рынка традиционно привыкли полагаться на привлеченные средства дольщиков.
Следствием резкого падения объемов ипотечного кредитования граждан, желающих приобрести жилье, стало сокращение размера продаж.
Покупателем жилья станет государство
В условиях финансовой нестабильности власти Петербурга приняли решение поддержать застройщиков, предложив компаниям выкупить у них готовые квартиры эконом-класса. Прежде всего за счет городской казны будет поддерживаться возведение бюджетного жилья. На закупку такого жилья в 2009 году власти выделят 9 млрд руб.
При необходимости будут продлены сроки реализации проектов по строительству жилья. Если прежде отсрочка составляла 9 месяцев, то теперь ее могут продлить до 15 месяцев. Такие меры и бюджетные средства помогут компаниям пережить тяжелые времена.
Правительство Петербурга намерено выкупать по-строенное жилье по себестоимости, а также авансировать (до 70%) процесс строительства, чтобы обеспечить компании оборотным капиталом. Господдержку получат многие строительные фирмы. Таким образом, город-ской бюджет станет заказчиком строительства,
оплатит стройку и, соответственно, станет покупателем как строящегося, так и введенного жилья.
Дефицита инвестиций не будет
В то же время все работы по реализации масштабных городских проектов идут своим чередом в соответствии с откорректированными объемами инвестирования. Это не означает обязательное сокращение финансирования.
В ряде ситуаций федеральные деньги восполнят дефицит инвестиций, как, по прогнозам, произойдет при сооружении Орловского тоннеля и Комплекса защитных сооружений (КЗС). В результате измененных параметров строительства тоннеля общий объем инвестиций из бюджета страны увеличился примерно в полтора раза.
На 32 млрд руб. увеличил федеральный центр стоимость такого объекта, как Комплекс защитных сооружений (сегодня КЗС - самый крупный строительный проект России, его стоимость - около 87 млрд руб.).
Необходимый объем финансирования в российском бюджете предусмотрен, что гарантирует завершение строительства объекта к концу 2010 года.
Всего 19 стратегических проектов такого масштаба реализуется сегодня в Петербурге.
Приоритеты расставлены
Отдельная строка среди приоритетных городских объектов - завершение долгостроя. Это Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, Кольцевая автомобильная дорога (КАД), Фрунзенский радиус метрополитена. Развитие всех этих проектов происходит поступательно, какие-то из них еще проходят подготовку, некоторые находятся в стадии активной реализации, часть новостроек уже распахнула двери для гостей города и петербуржцев.
Так, Морской пассажир-ский терминал на Васильевском острове открыт в начале сентября. В октябре строители отчитались перед Премьер-министром РФ Владимиром Путиным о пуске ключевого сооружения дамбы - С-1 и начале судоходства по главному морскому фарватеру северной столицы.
В Шушарах на днях приступил к работе завод `Дженерал Моторз`. Движение по первой трассе Западного скоростного диаметра, связавшей Морской порт и Кольцевую автодорогу, началось несколько дней назад.
Особым проектом можно назвать развитие отрасли коммунального строительства, которое в последнее время тоже активизировалось. Так, финансирование дорожных работ за 5 лет выросло в 5 раз, вложения в инженерную подготовку территорий увеличились в 4,6 раза и составили в 2008 году 4,5 млрд руб. Для городского строительного рынка это один из явных показателей развития - к 2009 году в Петербурге появятся инженерно подготовленные территории общей площадью 240 га.
|