К счастью, нынешний случай не относится к разряду скандальных, потому что речь идет о приспособлении восточного крыла здания Главного штаба под экспозиционные залы Государственного Эрмитажа.
- Идеология реконструкции Главного штаба выращена из архетипов исторического Эрмитажа - его анфиладных построений, прямых перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом, - сообщил на презентации проекта Олег Явейн, один из членов авторского коллектива, занятого в проекте.
Основная часть постоянной эрмитажной экспозиции в Главном штабе разместится в анфиладах, опоясывающих весь реконструируемый комплекс по периметру. Как это будет устроено?
- Сравнение помещений существующего Эрмитажа и Главного штаба обнаруживает огромную разницу в их габаритах: величина выставочных залов Зимнего дворца сопоставима разве что с размерами дворов Главного штаба, - рассказал Олег Явейн. - Однако размещение части экспозиции в перекрытых дворах решить этой проблемы не может - нужны специальные залы эрмитажных масштабов. Мы предлагаем встроить в поперечные корпуса здания три таких зала. Габариты и современные очертания этих залов созвучны “Большим Просветам” Нового Эрмитажа.
Новая Большая анфилада станет стержнем образной и функциональной структуры музея, с нее и предполагается знакомство с будущей экспозицией.
Первый этаж, согласно плану, будет решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, в котором расположатся гардероб, кассы, информационный центр, а верхние этажи будут непосредственно музейными. Второй этаж будет отдан под декоративно-прикладное искусство, в парадных залах третьего этажа разместится коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 гг - от неоклассики и романтизма до салонного искусства; в залах третьего этажа выделены помещения для музея Фаберже, на четвертом, залы которого получат естественный свет через фонари на крышах - вот она, идея Больших Итальянских Просветов Нового Эрмитажа, - будет помещаться знаменитая коллекция Сергея Щукина и Ивана Морозова, основную часть которой составляют полотна импрессионистов и постимпрессионистов.
Найдется на новых площадях и место искусству XXI века. Правда, по замечанию директора Михаила Пиотровского, это будут небольшие площади.
Предполагается музеефицировать чердаки Главного штаба. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и девятнадцатиметровая деревянная ферма работы Карла Росси станет наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного штаба, уверены архитекторы.
Авторы проекта сравнивают предстоящую работу с тонкой хирургической операцией и руководствуются принципом “не навреди”, о чем и поведали на представлении проекта. Полное его завершение намечено на 2014 год. |