Весной на рынке сотовой связи произошла очередная перегруппировка, которая помогла восстановить прежние тенденции развития. Но соотношение сил среди конкурентов нельзя назвать устойчивым.
Основное событие года - закат эпохи расчетов `в у. е.`: на смену им приходят рублевые тарифные планы.
Еще одна заметная перемена: рост интересов сотовых операторов к рублевым заимствованиям. До них снизошли даже в `ВымпелКоме`: сотовый оператор, который ранее развивался преимущественно на средства международных финансовых институтов, во второй половине 2007 года готовится разместить свои облигации на российских площадках.
Впрочем, его стремление к фондированию в рублях эксперты объясняют по-разному. Одни говорят о том, что таким способом `ВымпелКом` стремится сбалансировать риски, связанные с плавающим курсом доллара и евро по отношению к рублю. Другие утверждают, мол, дело не в укреплении доверия к рублю, а в том, что оператор чересчур задолжал международным кредиторам. Это снижает для него привлекательность дальнейших займов за рубежом. Вот он и диверсифицирует инвестиционный портфель.
Время собирать инвестиции
Еще одна новая тенденция - все операторы `большой тройки` становятся скупее на капиталовложения в Москве и Петербурге. Чем объяснить такую прижимистость? Прежде всего - необходимостью внедрения сотовой связи третьего поколения (`3G`). На нее лицензию операторы `большой тройки` уже получили. Но маркетологи полагают, что массовый спрос на услуги `3G` созреет в РФ лишь через несколько лет. Да и то сначала лишь в Москве, а затем - в Петербурге.
Как полагают специалисты Мининформсвязи РФ, процесс перехода на стандарты `3G` растянется, скорее всего, до 2010 года.
Ну а пока наступает пора экономить. Поэтому все операторы переходят к стратегии точечных инвестиций. Средства вкладывают лишь туда, где есть потенциал привлечения новых абонентов.
Довольно характерно в этом плане поведение `ВымпелКома`. Компания в 2007 году сосредоточила свои усилия на Ленинградской области.
Ранее сети оператора столбили вышками связи только пригороды Петербурга и зоны вдоль федеральных автотрасс. А теперь на территории Ленобласти `ВымпелКом` собирается разместить целую вереницу новых базовых станций, чтобы охватить своим влиянием еще и ряд населенных пунктов, где проживают менее тысячи человек. На втором месте по объемам инвестиций могут оказаться Мурманская область или Республика Карелия.
В глубинке кипят страсти
В 2007 году необычайную активность в субъектах СЗФО проявили и два `малых` оператора - Tele2 и `Скай Линк`. В первом собираются `зазвонить` всех остальных операторов не только в Петербурге, но и за его пределами. 14 мая было объявлено о начале оказания услуг в Архангельске.
Региональный управляющий директор компании Дмитрий Автомонов обещал, что во второй половине 2007-го сеть Tele2 охватит не только город, но и 10 районов Архангельской области. 28 мая в зоне покрытия Tele2 оказался Мурманск и частично - территория Мурманской области.
В `Скай Линке` завершают реорганизацию региональных активов, начатую в феврале 2007-го. К ЗАО `Дельта Телеком` после присоединения четырех операторов местной сотовой связи (ОАО `Теле-Норд`, ЗАО `Череповецкая сотовая связь`, `Вологодская сотовая связь` и `Парма-НМТ`) образуется `макрорегион Северо-Запад` - единая зона покрытия, в которую включены сети в Петербурге, в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Вологодской областях, в Республике Карелия.
Пока у `Скай Линка` на Северо-Западе всего 190 тысяч абонентов. И основная часть из них сконцентрирована в Петербурге и Ленобласти. На долю остальных субъектов СЗФО приходится лишь 1 тысяча абонентов.
Доходы и зоны потребления
Ранее субъекты Российской Федерации рассматривались исключительно с точки зрения улучшения имиджа брэндов. Теперь они становятся полем для соревнования операторов за доступ к новым источникам дохода. Ведь самая острая борьба разворачивается, как нетрудно заметить, именно в тех субъектах СЗФО, где обозначились зоны потребления товаров и услуг. В том числе - сотовой связи.
Соответственно меняется и отношение операторов к столичным рынкам: на них все дружно стремятся повысить доходность, чтобы накопить ресурсы для решения новых задач. Это делается, в первую очередь, с помощью новых линеек тарифных планов, в которых иезуитски сбалансированы `плюсы` и `минусы`.
Нельзя, к примеру, выбрать бонус за счет внутрисетевых звонков и не потерять деньги при соединении по номеру фиксированной связи. Причем, практически все льготы достаются многоговорящим абонентам.
Однако именно таких клиентов оказывается сложнее всего переманить. Приливы и отливы идут преимущественно среди абонентов, которые по мобильному телефону разговаривают редко. То в Петербурге за их счет зарабатывает `МТС`. То этой компании на пятки наступает `ВымпелКом`, предлагая свои тарифные изыски. И нельзя сказать, что они намного привлекательнее, чем у `МТС`. Однако при нынешнем раскладе можно нащупать весьма экономичную композицию вариантов звонков. Если, например, воспользоваться сочетанием услуг сразу двух операторов - `ВымпелКома` и `МегаФона`.
Лето может стать своеобразным тестом на догадливость тех, кто хочет сэкономить на звонках. Поэтому крайне любопытно: каким окажется счет по осени.
|