Сотовые компании присматриваются к ритейлу: ОАО `ВымпелКом` - к розничной сети `Связной` (1,7 тыс. салонов продаж в РФ, выручка в 2007 году - $1,5 млрд, оценочная стоимость $200-500 млн), ОАО `МегаФон` - к Dixis, а ОАО `МТС` - к `Евросети`. Время для этого выбрано удачное: у продавцов мобильных телефонов растут расходы.
Волна смены обычных моделей трубок на смартфоны прошла, а желание обзавестись вместо смартфонов коммуникаторами порождает лишь вялотекущий спрос: особых преимуществ недорогие `наладонники` не дают. Это только в паспорте набор их функций выглядит красивым. На практике - `машинки` медлительны, память у них недостаточная, нет надежной стыковки с раскладными клавиатурами. А дорогие модели коммуникаторов сопоставимы по стоимости с прекомпьютерами, созданными для работы в Интернете.
В любом случае рынок сотовых телефонов перестает быть массовым. Он все более вынужден обращаться к штучным продажам. А конкуренция вынуждает добиваться от сотовых компаний дополнительные бонусы. В свою очередь, операторы не хотят просто так платить. Они хотят добиться привилегированного положения в `дружественной` сети. Или, по крайней мере, гарантий увеличения оборотов. Между тем рынок ждет новых решений и продуктов. Иначе он продолжит `проседать` вместе с общим покупательским спросом, `худеющим` из-за инфляции.
По этой причине, если верить банковским аналитикам, активы ритейлеров теряют былую привлекательность в глазах кредитных организаций. И продавцы сотовой и цифровой техники - не исключение. По неподтвержденным данным, многие из них брали кредиты на расширение количества торговых точек, стремясь задавить конкурентов, но явно не рассчитав до конца баланс предложения и спроса. На это косвенно указывают отдельные реплики руководителей сетей. А в компании `КИТ финанс` предполагают, что кризис сотового ритейла носит системный характер. На таком фоне экспертам остается ждать волну слияний и поглощений.
Контроль за дистрибуцией может изменить баланс сил сотовых операторов на региональных рынках, что, скорее всего, отразится и на системе предлагаемых тарифных планов абонентам. Ожидается обострение конкуренции в тех субъектах РФ, где достигнут высокий уровень проникновения. И рост уже идет не за счет неохваченных ранее сотовой связью абонентов, а за то, чтобы они пользовались вторым `мобильником`, который позволял бы оптимизировать трафик.
Намечается также и другая ось интеграции: сращивание сотовой связи с компаниями, предоставляющими интернет-услуги. Таким способом убивают двух зайцев: обзаводятся резервными каналами для обеспечения связи и предоставляют корпоративным клиентам весь пакет цифрового сервиса. Это показывает пример `ВымпелКома`, который приобрел недавно Golden Telecom (Интернет и фиксированная связь), и `МТС`, владельцы которого еще ранее консолидировали активы разных телекоммуникационных компаний.
Дополнительные перспективы открывает внедрение услуг третьего поколения (3G). Пока это скорее имиджевые проекты, потому что выбор `мобильников`, поддерживающих 3G, ограничен. В основном это коммуникаторы и часть смартфонов. Первым о старте сети 3G в Петербурге объявил `МегаФон`. Затем в `МТС` выдвинули программу ускоренного развития аналогичного проекта, который в 2009 году способен, кроме Петербурга, охватить несколько городов Северо-Запада. Вынужден не отставать в этой гонке и `ВымпелКом`.
|