`Власти готовы вкладывать средства в развитие перерабатывающих производств. Но только на основе партнерства с бизнесом`, - сказал во время визита в город на Неве в рамках подготовки ХI Петербургского международного экономического форума замминистра экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов
- Кирилл Геннадьевич, каким вы видите это партнерство?
- На Западе первый шаг к партнерству с государством всегда делает бизнес. Но в России пока первый шаг приходится делать региональным властям. В субъектах Федерации должны инвентаризировать все имеющиеся ресурсы (технологические, интеллектуальные, инфраструктурные) и с их помощью привлечь бизнес к стратегическим проектам. А потом четко представить концепцию совместных проектов профильным министерствам. Тогда можно говорить о доступе к ресурсам в рамках ФЦП и ФАИП (федеральных целевых и адресных инвестиционных программ).
На реализацию ФЦП и ФАИП в 2006 году было выделено более 500 млрд руб., а в 2007 году эта сумма может составить 700 млрд руб. И в дальнейшем ее намечено только увеличивать.
Дополнительные возможности открывает закон о концессионных соглашениях, в которых определены рамки реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Среди программ, готовых к старту по типу ГЧП - строительство платной автотрассы Москва - Петербург, а в городе на Неве - Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля под Невой. К ним проявили интерес не только отечественные предприниматели, но и западные фирмы. Инвесторы намерены сами привлекать средства, строить дороги и эксплуатировать их в течение 25-30 лет.
Вторая форма партнерства - выделение средств на проекты из Инвестфонда, который задумывался как механизм для стимулирования спроса на прямые инвестиции в экономику РФ. Причем приоритеты определяются с учетом потребностей бизнеса. Ведь без частного капитала ни копейки из Инвестфонда не выделят.
Государство, разделяя с инвесторами риски реализации проектов, надеется, что и казенные средства употребят с толком. Во-первых, потому что на каждый рубль госинвестиций обычно привлекают 3-4 рубля частного капитала. И, следовательно, инвесторы больше рискуют, чем государство. Во-вторых, с ними подписывают соглашения, оговаривающие условия и сроки государственных капвложений. В Минэкономразвития РФ не намерены превращать Инвестфонд в очередной источник долгостроя.
Третий вариант - создание особых экономических зон. Здесь также права и обязанности сторон должны быть прозрачны и четко оговорены.
- Насколько эффективно развивается российская экономика?
- Ситуация, которая сложилась в экономике РФ в I квартале 2007 года, гораздо лучше, чем за аналогичный период 2006-го. В целом за последние 3 года наблюдается общий экономический рост, увеличивается капиталоемкость российской экономики, гармонизируется квалификация трудовых ресурсов. На фоне этого прямые инвестиции увеличились до $26 млрд. Значительно выросли и иностранные капиталовложения. И хотя доля прямых инвестиций остается меньше, чем хотелось бы, тем не менее, активность частных компаний на рынке РФ - факт достаточно показательный.
- Насколько сбылись прогнозы развития народного хозяйства, сделанные в Минэкономразвития РФ в 2006 году?
- Этот вопрос будет, в частности, обсуждаться на ХI Петербургском международном экономическом форуме. Хотелось бы услышать оценку от представителей бизнеса. В основе большинства инициатив Минэкономразвития РФ лежат идеи, о необходимости реализации которых говорят уже давно. Стержнем политики должны стать диверсификация отечественной экономики, инновации и развитие инфраструктуры.
Многие проекты сегодня рождаются в рамках межрегионального сотрудничества. В его основе также заложены инструменты партнерства государства и предпринимателей, призванные расширять кооперацию и субконтрактинг, создавать дополнительные площадки для старта новых проектов и привлечения инвестиций. Предприниматели быстрее договариваются друг с другом, если рядом с ними - чиновники, которые присутствуют при реализации бизнес-программ, но не вмешиваются в них.
|