Поддержка новгородской туриндустрии местными органами власти перестает носить декларативный характер, обретая конкретные правовые формы. В конце января областная Дума приняла, наконец, закон `О развитии туризма и туристской деятельности в Новгородской области`, подтвердив тем самым важность этого бизнеса для социально-экономического развития территории.
В прежние годы руководство области делало акцент на развитие промышленности и привлечении инвестиций, считая влияние туризма на местную экономику столь незначительным, что им и заниматься не стоило. Доказать обратное было довольно сложно. Существовавшие методики расчетов не позволяли составить объективную картину положения отрасли, ощутившей в годы реформ значительный спад.
В середине прошлого года комитет культуры и туризма Новгородской области взялся за решение проблемы достоверной информации о реальном вкладе туризма в экономику области. По заказу новгородцев московский фонд `Института экономики и политики` разработал методику оценки влияния туризма на жизнь территории.
Суть подхода - в оценке интегрального кумулятивного эффекта туризма, с учетом дополнительного дохода от приема гостей, в том числе и тех предприятий, которые не входят непосредственно в региональный туристский комплекс: заработная плата, транспортные расходы, оплата услуг ЖКХ, налоги, приобретение товаров и услуг у поставщиков. Ведь на прием туристов работают не только гостиницы, транспорт, общепит и организации культуры, но и обслуживающие эту инфраструктуру предприятия энергетического комплекса, ЖКХ, банки, другие поставщики услуг, которые, в свою очередь, обеспечивают бюджет налоговыми поступлениями, а новгородцев - рабочими местами.
Презентация методики оценки вклада туризма в региональную экономику состоялась месяц назад на прошедшем в Великом Новгороде заседании Координационного совета по туризму Северо-Запада.
А на днях были оглашены и результаты пилотного исследования: вклад туризма в валовой региональный продукт с учетом мультипликативного эффекта составил почти 2,5 млрд руб., или 3,6%, а доходы консолидированного бюджета - более 100 млн руб. Объем платных услуг - 1,9 млрд руб. Численность занятых в экономике - 8,4 тыс. человек.
Теперь в необходимости развития индустрии туризма в Новгородской области не сомневаются даже самые закоренелые скептики. Тем более что `на носу` - отмечаемый в 2009 году 1150-летний юбилей Великого Новгорода и приуроченные к нему `Ганзейские дни`.
По прогнозам экспертов, юбилейный год должен стать поворотным в судьбе новгородской туриндустрии. Уже сегодня Новгородская область активно продвигает тему предстоящего юбилея на международных туристских выставках и форумах. В этом году на продвиженческие мероприятия в бюджете области запланировано около 2 млн руб.
Последняя из выставок - финская MATKA, на которой выполненный в едином стиле стенд Новгородской области был признан одним из лучших среди российских экспонентов, - продемонстрировала растущий интерес к новгородскому турпродукту со стороны как иностранных, так и отечественных туроператоров.
Специалисты отмечают высокий уровень сервиса, развитость инфраструктуры и разнообразие новгородских предложений: от традиционных культурно-познавательных программ до интерактивных экстремальных туров. Предстоящий юбилей, по сути, станет большой презентацией туристского потенциала области. От того, как подготовится к ней Великий Новгород, будет зависеть его туристское будущее.
|