Начиная с 2003 года 40 российских компаний провели IPO на сумму $30 млрд. Сегодня о своих планах публично разместить акции в ближайшие 2-3 года заявило более 100 компаний, включая и банки, такие как ВТБ, Газпромбанк, НОМОС-Банк.
Но, прежде чем решиться на этот шаг, специалисты советуют хорошо взвесить все за и против. На семинаре, посвященном IPO, который недавно прошел в Петербурге, много говорили о подводных камнях, которые встречаются на пути эмитентов, избравших эмиссию как способ привлечения капитала.
Сегодня купить акции за рубежом российский гражданин может по Закону `О валютном регулировании и контроле` раз в год на сумму не более $150 тыс. Это делается через любой инвестиционный банк. Закон о введении российских депозитарных расписок обсуждается в Госдуме, но неизвестно, когда он будет принят. Это позволит иностранным компаниям продавать в РФ свои акции через депозитарные расписки.
Наиболее популярный способ выхода на зарубежный рынок - выпуск производных на акции. Обычно их эмитирует иностранный банк. Есть два вида депозитарных расписок: ADR (США) и GDR (Европа). Прямая продажа акций российских компаний за рубежом допускается, но не очень распространена из-за ограничений регулятора.
`На Западе не любят, когда акции, зарегистрированные по законодательству одного государства, продают в другой стране. К таким эмитентам предъявляют повышенные требования по раскрытию информации, к условиям выпуска акций. Это приемлемо, если страны расположены по соседству. В РФ это сделать сложно`, - рассказал на семинаре юрист Baker&VcKenzie И. Горчаков.
Для дебюта играет роль рыночная конъюнктура. Бывают случаи, когда эмитенты отказываются от IPO из-за неблагоприятной ситуации на фондовых биржах. Сегодня особого повода для беспокойства нет, по мнению старшего эксперта банка `КИТ Финанс` Александра Амосова: `Я бы назвал происходящее не обвалом, а коррекцией. Думаю, она продлится еще несколько месяцев. Следует отметить, что в России нет фундаментальных причин для падения, поэтому при улучшении конъюнктуры на рынке спрос на наши активы начнет вновь расти`.
Несколько лет назад считалось невероятным разместить в России эмиссию даже на сумму $100 млн. Сегодня IPO за рубежом проводят только на сумму выше $1 млрд. В РФ вполне реально продать хотя бы 30-40% от объема эмиссии, поскольку денег на рынке много, отметил А. Амосов.
Большинство российских компаний и банков выбирает для IPO Лондонскую биржу, поскольку там более лояльные требования к участникам IPO и меньше тарифы, чем на Нью-Йоркской.
В США критерии отбора эмитентов ужесточили после скандала с холдингом `Энрон` (там была разработана схема, когда убытки списывались на ряд компаний, а в отчетности отражалась только прибыльная часть бизнеса). Сегодня Комиссия по ценным бумагам и биржам США намерена пересмотреть требования к участникам IPO.
По словам юриста Baker&VcKenzie Игоря Горчакова, в компании должны хорошо подумать, прежде чем проводить IPO. В отличие от России, в Англии и США достаточно серьезные критерии к раскрытию информации, в том числе и по связанным операциям. Проверяется отчетность не только эмитента, но и компаний, входящих в состав холдинга.
За неполное раскрытие сведений - штраф, измеряемый в сотнях и миллионах долларов. Причем наказывают всех, кто готовил информационный меморандум. Пристальное внимание уделяют за рубежом составу совета директоров, в том числе независимых. На Лондонской бирже действуют девять критериев независимости, которые не совпадают с российскими.
Существует проверка `на независимость`: член совета директоров обязан периодически готовить отчеты о своей причастности к аффилированным лицам. По мнению аналитиков, большинство IPO, проведенных российскими банками и компаниями, можно признать успешными, что подтверждает факт роста котировок акций на вторичном рынке.
Однако бывают и не очень удачные размещения. Например, цена акций ОАО `Северсталь`, по словам А. Амосова, оказалась завышенной. То, что предлагает эмитент, и видение инвестиционного банка в этом вопросе часто расходятся, отмечалось на семинаре. Кстати, в период PR-акции пресс-релиз, где указана цена размещения, считается основным. На вторичном рынке - котировки, особенно в начале продаж, могут сильно колебаться, поэтому предусмотрена их поддержка банком. В случае успеха IPO руководители компании получают вознаграждение.
|