В феврале исполнилось 65 лет с начала серийного выпуска газогенераторных автомобилей, которые производили и использовали до конца 1950-х годов.
Но, оказывается, и сегодня во многих регионах бывшего СССР востребованы такие `изделия`
В Ленобласти вспомнили о биотопливе
Так, правительство Ленинградской области подготовит к середине марта комплексный инвестиционный проект по использованию альтернативных видов топлива. Такое поручение дал губернатор Валерий Сердюков по итогам недавнего межотраслевого совещания с участием руководителей предприятий, работающих в сфере развития генерирующих мощностей электро- и тепловой энергии.
На нем детально обсуждали возможности более широкого применения биотоплива - торфа, древесных отходов, пеллет в Приозерском, Тихвинском, Тосненском, Подпорожском и других районах области, где находятся значительные запасы альтернативных топливоресурсов.
На том совещании предварительно одобрены предложения по эксплуатации комплексных газогенераторных установок для выработки электрической и тепловой энергии на биомассе, а также реализация проекта по строительству первой в области ветроэнергетической станции мощностью 75 МВт на побережье Финского залива.
По словам В. Сердюкова, развитию альтернативной энергетики сегодня придается огромное значение, в Ленинградской же области есть значительный потенциал по использованию местных видов топлива, и его пора востребовать. В отдаленных населенных пунктах области, по экспертным расчетам, сегодня эффективнее применять торф и древесные отходы, чем более дорогостоящие газ или нефтепродукты.
В частности, вблизи Усть-Луги в 2007 году будет построена первая в области котельная на биотопливе. А правительством области еще в 2003 году утверждена и реализуется программа развития топливно-энергетических ресурсов для муниципальных котельных: к 2020 году планируется увеличить масштабы применения местных видов топлива - торфа до 7-10 и древесного топлива, включая лесоотходы, - до 10-13%.
Альтернатива углю - солома
В Молдавии недавно сдана в эксплуатацию первая котельная, перерабатывающая солому в тепловую энергию. А в ближайшие несколько месяцев в Молдове планируют возобновить приостановленную в этой республике в 1960-х годах эксплуатацию некоторых моделей тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей на генераторах, вырабатывающих газ из соломы, отходов лесозаготовок, угольных, торфяных брикетов. `Автогазогенераторные` проекты ныне разрабатывают и в Белоруссии, и на Украине.
За сутки упомянутая молдавская котельная сжигает до 1,5 тонны соломы при кпд 82%, в то время как у угольных котельных этот показатель не превышает 50%. По сообщению пресс- службы парламента республики, спикер молдавского парламента Мариан Лупу подчеркнул, что `это событие знаменует первый этап внедрения в Молдавии энергосистем, работающих на экологически чистом и возобновляемом сырье`.
Ежегодно в этой стране производят около 1 млн тонн соломы, из которых до 600 тыс. тонн можно пустить на замену нефтепродуктов, природного газа или угля, в том числе на транспорте.
Выгода для транспорта - самая большая
Газогенераторные установки воссозданы или создают заново и на Украине, в Белоруссии, Грузии, Эстонии. Новую российскую газогенераторную установку - компактную, топливоэкономичную, экологически эффективную и пожаробезопасную - недавно испытывали на шасси ЗИЛ-130. Мероприятие сопроводили экономическим расчетом, показывающим, насколько генераторный газ будет дешевле бензина даже самой дешевой марки А-76: минимум на 20%.
Напомним в этой связи, что газогенераторный автотранспорт теперь уже в бывшем СССР появился еще в 1930-х годах... Наличие газогенераторной установки, пригодной для использования на автомобиле, - только полдела: саму машину тоже необходимо было приспособить к новому виду топлива. Этим и занимались автозаводы. Чтобы массивная газогенераторная установка не сокращала полезную площадь у грузовой платформы, зисовцы взяли за основу для `газгена` (так впоследствии назвали новый тип автомобиля) длиннобазное шасси ЗИС-11, а сам такой автомобиль получил марку ЗИС-13. Серийный выпуск этой машины освоили в 1936 году. Но, изготовив около 900 машин, ЗИС в 1938 году сменил эту модель на ЗИС-21, оснащавшийся новой установкой: `Двадцать первый` базировался на стандартном шасси ЗИС-5. А выпускали ЗИС-21 вплоть до 1953 года включительно.
Существовали также грузовики ГАЗ-43 и ЗИС-31 с более простыми и менее громоздкими топливоустановками, работавшими на древесном угле. Запуск таких автомобилей занимал минимум 10 минут, а их эксплуатация сопровождалась частой процедурой чистки зольника, очистителя, охладителя - через каждые 120-150 км пробега. Проблему создавал появлявшийся в системе конденсат.
Газогенераторная автотехника сыграла важную роль особенно в годы войны: `газгены` активно использовали в тыловых перевозках и тем самым экономили остродефицитные нефтепродукты. По очевидным причинам были востребованы такие автомобили и в первое послевоенное десятилетие. Последнюю газогенераторную большегрузную модель `Урал-352` выпускали в Миассе до 1955 включительно. Так что прецеденты были...
|