Согласно недавним прогнозам Европейской экономической комиссии ООН и Комиссии Евросоюза по энергетике Североевропейский (Трансбалтийский) газопровод (СЕГ) станет одной из крупнейших энергетических артерий для Европы и в самой Европе.
А вблизи германо-французской границы возможна его стыковка с алжиро-французским газопроводом, который имеет ответвления в БЕНИЛЮКС, где стыкуется с голландским газопроводом, в Италию и Швейцарию. Таким образом, впервые в Европе будет создана общеконтинентальная газоснабжающая система. Но в руководстве ЕС пока не решили, что сомкнуть с СЕГом - алжирский или норвежско-датский газ...
С помощью ЕС строится новый газопровод из Алжира - через Тунис в Италию, к которому (в Тунисе или на Мальте) подключится газопровод из Ливии. Совокупные поставки алжиро-ливийского газа обеспечат, по экспертным оценкам, до 40% общеевропейского спроса на газ. Это, заметим, без учета растущих поставок из Алжира в Европу сжиженных природного и нефтяного газов, с которыми упомянутый показатель достигает 50%.
Между тем планируется стыковка норвежских газоместорождений с датскими и германскими (то есть в Северном и Норвежском морях) и сооружение высокомощного газопровода из этого региона в Голландию, где эта артерия `вместит` в себя и голландский газ, а затем она направится в Германию, Австрию, Чехию и Венгрию. Ведутся переговоры Норвегии и Дании с Польшей и странами Балтии о закупках прибалтами норвежского и датского газа. Но он дороже российского почти на четверть, хотя потенциальные потребители скандинавского газа ведут переговоры с ЕС о временных `евродотациях` на импорт этого газа.
По мнению многих аналитиков, недавний совместный доклад Комиссии ЕС по энергетике и ПАСЕ о недопустимости использования энергоносителей в качестве рычага политического давления косвенно подтверждает, что Брюссель будет субсидировать и скандинавский газ, и трубопроводные проекты в обход РФ.
Но Североевропейский газопровод будет построен раньше реализации такого рода проектов. Россия же недавно договорилась с Норвегией о сотрудничестве в газоснабжении Европы и, в частности, о совместном освоении Баренцевых нефтегазовых месторождений.
В Норвегии и Дании, похоже, осознали, что взаимодействие с РФ по газоэкспортным вопросам выгоднее конфронтации с нею, в том числе по очевидным географическим причинам. Поэтому наиболее вероятны стыковка СЕГ с норвежско-датским газопроводом на севере Германии, востоке Голландии или на юге Балтийского моря и более четкое распределение рынков/стран сбыта между Москвой, Осло и Копенгагеном.
Более того, разрабатывается проект российско-скандинавского газопровода до Турции и других стран Восточного Средиземноморья. Резонно, в этой связи, предположить, что РФ, Норвегия, Дания и, вероятно, Нидерланды намерены совместно конкурировать с алжирским и ливийским газом в Европе. Тем более что ливийский газ будет там самым дешевым (отгрузочная цена - около $140/тыс. кубометров) в сравнении с другими его импортными аналогами. Средняя же отпускная цена североафриканского газа для Европы, благодаря ливийскому, понизится на 15-17%, что усилит его конкуренцию с российским и скандинавским газом.
В нынешней `табели о ценовых рангах` по импортному газу в Европе скандинавский газ - пока самый дорогостоящий; затем идет алжирский газ (сырой, ибо сжиженный - более чем на четверть дороже сырого), а после него - российский. Впрочем, если будет ускорено сооружение обходящего Россию Транскаспийского газопровода - Казахстан-Туркмения- Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция-Балканы с ответвлением в Молдавию, Украину, Польшу и страны Балтии, тогда самым дешевым в Европе окажется газ с юга экс-СССР. Ибо Ашхабад, Астана и Баку намерены экспортировать его, самое большее, по $135 за тысячу кубометров. Кстати, РФ и Украина ныне закупают среднеазиатский газ по $90-100 за тысячу кубометров...
В этом случае станет нерентабельным рост газодобычи во многих европейских странах. Но `транскаспийский` газ тоже невыгоден традиционным газоснабженцам Европы. Поэтому, например, Норвегия с Данией склоняются к газоэкспортному партнерству с Россией, даже ценой возможного снижения скандинавских газовых расценок (в сравнении с российскими), но зато появятся новые артерии для увеличения газопоставок из Скандинавии. А чтобы `обезопасить` свои позиции в Балтии, Россия воздерживается от резкого удорожания своего газа для жителей стран Балтии.
Кстати, именно в Германии, Латвии, Нидерландах и во Франции расположены крупнейшие в Европе газохранилища. Этот фактор тоже стимулирует вероятную стыковку российского и скандинавского, а также североафриканского и голландского газопроводов именно в упомянутых странах. Плюс к тому, такого рода `состыковки` - это еще и дополнительные `перекрестные` капиталовложения, например, в российское трубопроводное строительство, в том числе в зарубежной Европе, в освоение новых энергоместорождений в России и другое.
Кстати, совокупные капиталы российских, норвежских, датских и германских газовых компаний - это почти 40% общеевропейского аналогичного капитала. Вкладываясь же в российские газодобычу или трубопроводные проекты, Норвегия с Данией смогут получать российский же газ, который они будут экспортировать. Так что комплексное сотрудничество на европейском рынке газа выгодно не только России.
|