С 1 января 2007-го функционирует один из крупнейших по территории и населению субъектов Федерации - объединенный Красноярский край, включающий собственно этот край, теперь уже бывшие Эвенкийский и Таймырский автономные округа, в которых сосредоточены, в частности, крупнейшие в России и Азии ресурсы платины, серебра, никеля, вольфрама, молибдена и графита.
Как сообщала `ЭВ`, аналогичные проекты намечены и на Северо-Западе и Севере России. Их осуществление планируется в рамках Архангельского и впоследствии - Северного края. Но многие важные предпроектные проблемы пока не решены.
Богатый округ в альянс не спешит
По информации администраций Архангельской, Вологодской, Костромской областей, Республики Коми и находящегося в составе Архангельской области Ненецкого автономного округа (НАО), проект создания Северного края в составе упомянутых территорий предварительно одобрен властями только Архангельской и Кировской (Вятской) областей.
Есть проблемы и с намеченным на 2007 год объединением Архангельской области с НАО, главные - решающая роль налоговых перечислений НАО в бюджет области - это сотни миллионов рублей ежегодно - и гарантии, которых требуют в Нарьян-Маре по поводу обязательных перечислений общекраевых бюджетных денег в экс-округ в случае его упразднения.
Дело в том, что крупнейшие нефтегазовые ресурсы Европейского Севера России сосредоточены именно на шельфе и в недрах НАО, который, в отличие от Архангельской области, не является дотационным. А некоторые ненецкие бизнесмены, политические деятели выступают за получение округом статуса автономной республики и даже ее объединения с соседним Ямало-Ненецким автономным округом.
По имеющейся информации, такого рода требования направлялись в Парламентскую ассамблею Совета Европы и Европарламент. Но в этом случае Ненецкий регион станет главным обладателем не только разведанных ресурсов газа и нефти, но и запасов многих высокоценных видов рыбосырья в России, особенно крабового и креветочного.
Главная борьба - за сырье
Налицо две тенденции: укрупнение субъектов РФ с ликвидацией национальных автономий и попытки укрупнения этих автономий. Причем второе преподносится как действенный способ защиты экономических, в том числе ресурсных, а также социальных и культурных прав этнических меньшинств России. Пример тому - результаты последней (2002 г.) переписи в Архангельской области, когда около 3 тысяч человек - впервые после переписей 1920-х годов - квалифицировали себя в качестве народа чудь и настояли на официальном упоминании этого народа в результатах переписи.
Первым укрупненным субъектом РФ - с января прошлого года - стал Пермский край. Его следующим аналогом должен был стать Тюменский край с упраздняемыми Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами, но колоссальные разрабатываемые там ресурсы нефти и газа и, соответственно, интересы российского и зарубежного бизнеса в этих автономиях `отодвинули` на неопределенную перспективу провозглашение Тюменского края. Но аналогичные проекты в других регионах (Восточная Сибирь, Дальний Восток, Российское Причерноморье) удалось реализовать.
На карте РФ появятся гиганты
Сейчас ведутся консультации об объединении Тверской и Московской областей (с центром в Твери), о создании Новгородского или Северо-Западного края в составе Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областей и Карелии, об объединении Петербурга с Ленинградской областью.
А для большей автономии Калининградской области, что необходимо для ее лучшей адаптации к соседству с Евросоюзом, дорабатывается проект создания Балтийской республики взамен Калининградской области.
Что же касается Архангельского края как первого этапа в созидании Северного края - по дополнительному соглашению Нарьян-Мара с Архангельском (ноябрь 2006 г.), Ненецкий округ в декабре-январе перечислил в бюджет Архангельской области - дополнительно к уже выплаченным 650 млн руб. еще 700 млн руб. А договор между ними на 2007 год предусматривает, что бюджет НАО переведет в облбюджет 1,65 млрд руб. своих налоговых поступлений.
Словом, многие национально-автономные образования являются, можно сказать, бюджетообразующими для всего примыкающего региона. Главным образом, поэтому возникают проблемы с укрупнением субъектов РФ, точнее - с общекраевым распределением местных денег при упразднении автономий. Тем более если они, то есть бюджетообразующие территории, вдвое, а то и втрое меньше по площади и численности населения того региона, которому подчиняются...
|