Руководство Евросоюза намерено доказать России преимущества ратификации ею документов Европейской энергетической хартии (ЕЭХ), ускорить диверсификацию источников импорта энергоресурсов и маршрутов их доставки. Такие приоритеты определены премьер-министром Финляндии Матти Танели Ванханеном - страны-председательницы ЕС в интервью телеканалу `Евроньюс` и на Хельсинкском межправительственном форуме `Европа-Азия` в середине сентября.
До последнего времени руководство большинства стран - членов ЕС, включая Финляндию, предпочитало официально и публично не высказываться о долях поставок в Евросоюз энергопродуктов из отдельных стран и о конкретных маршрутах `энергопоставок`. Но российско-украинский `эксцесс` в начале прошлого года, дополненный недавним удорожанием туркменского газа для России и Украины, как и нынешние российско-белорусские `газотранзитные` разногласия, вызывает в европейском зарубежье опасения, что и в осенне-зимний период 2006-2007 гг. наверняка будут проблемы с российскими поставками в регион ЕС, по крайней мере природного газа.
В ЕС ищут альтернативу российскому газу
По имеющейся информации, министры энергетики Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Австрии и Словении недавно направили коллективное обращение к Европейской комиссии с просьбой срочно доработать варианты нефте- и газопоставок из Закавказья, Средней Азии и Магриба (всего - 6 проектов), которые могли бы стать альтернативой российским. Ибо, как считают эти министры, либо в ближайшее время повторятся `газотранзитные эксцессы` на западе экс-СССР, либо в начале 2007 года Россия снова увеличит свои цены на газ.
А в упомянутом контексте, чтобы едва ли не бессрочно `привязать` российские энергоресурсы по стабильным ценам к европейскому рынку, России, как сообщали многие СМИ, в том числе наш еженедельник, прямо или косвенно рекомендуют побыстрее ратифицировать документы ЕЭХ, которые устанавливают транснациональный контроль не только за объемами экспорта энергопродуктов и ценами `энергопоставкок` из России, но и за тарифами на транзит через РФ нефти и газа из других государств. Потому и заявил финский премьер-министр в интервью `Евроньюс`, что `лучшая гарантия энергетической безопасности - открытые рынки. Открытостью должен быть охвачен и транзит`.
Что касается диверсификации поставок энергии, премьер Суоми подчеркнул, что `Финляндия тоже стремится разнообразить маршруты импорта энергоресурсов: они должны поступать, в принципе, отовсюду, если эти поставки выгодны, своевременны и предотвращают чрезмерную зависимость только от одного поставщика или маршрута`.
Норвегия и Дания оказывают давление на соседа
Заметим, что Страна Суоми почти на 100% зависит от российской нефти и примерно на 80% - от российского газа. Стремление же Хельсинки ослабить такую зависимость многие аналитики считают следствием успешного воздействия на Финляндию не только со стороны восточноевропейских, но и скандинавских государственных и энергетических структур: Норвегия и Дания давно заинтересованы в увеличении экспорта энергопродуктов в Страну Суоми, а Швеция пока отказывается подтвердить свое предварительное согласие на `шведское` ответ-вление от Североевропейского газопровода...
Ту же позицию финский премьер-министр, причем как и общеевропейскую, изложил на состоявшемся в середине сентября 2006 года в Хельсинки межправительственном форуме `Европа-Азия`. Если вкратце, то эта позиция такова: ЕС, включая Суоми, заинтересован в новых странах-поставщиках нефти и газа и в новых маршрутах поставок.
Причем все участвующие в экспорте и транзите этих товаров страны должны действовать в рамках соглашения, регламентирующего условия, сроки, цены поставок, транзита, `перекрестную доступность` энергоресурсов и артерий поставок. То есть, во-первых, предложен географически расширенный вариант ЕЭХ, а во-вторых - дано понять, что предпочтение будут оказывать поставкам из стран не только подписавших, но и ратифицировавших ЕЭХ.
России придется уступить в конкуренции?
Характерно, что, например, страны Средней Азии и Азербайджан - нефтегазоэкспорт-ные конкуренты России, а также `транзитные` страны Балтии, Грузия, Армения, Украина и Молдавия не только подписали, но и ратифицировали ЕЭХ. Потому прежде всего им адресованы совместные предложения Брюсселя-Хельсинки.
Как считают многие европейские аналитики, в сложившейся ситуации России придется не только лоббировать на высшем уровне новые нефте- и газопроводы для своих поставок, но и снижать, или хотя бы сдерживать, цены на свои углеводороды. Причем не только для европейского, но и для `транзитного` зарубежья. Второй же вариант - ратификация Россией ЕЭХ, что невыгодно РФ по очевидным причинам (в том числе геополитическим).
Как считает казахстанский политолог Александр Храмчихин, Евросоюз своей нынешней политикой в сфере импорта и транзита энергопродуктов, можно сказать, выхолостил суть недавней декларации G-8 по мировой энергобез-опасности: `Впрочем, `восьмерка` подписала с Россией соглашение об `энергобезопасности`, на мой взгляд, бессодержательное и сугубо декларативное. Но одновременно с заседанием `восьмерки` был открыт на полную мощность вполне конкретный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который показал, как на Западе понимают энергобезопасность, а именно: поэтапное ослабление зависимости от России с точки зрения и добычи, и транспортировки, и транзита`.
|