Этот год отмечен беспрецедентным ростом цен на жилье в обеих российских столицах, что поставило под угрозу реализацию национального проекта `Доступное жилье`. С момента выдвижения проекта и по сей день квадратный метр жилой площади в крупных городах России подорожал в 2 раза.
Петербургские строители приводят такую статистику: за первое полугодие 2006 года цены на типовое жилье увеличились на 60%, а на элитное - на 80%, в то время как себестоимость строительства за первое полугодие подросла только на 6,5%. И процесс продолжается.
Если в начале года темп роста цен составлял 1,5% в неделю, то сейчас - 5% в неделю. (Хотя в целом Петербург по темпам роста квартирных цен - на 5-м месте в России.)
Такая ситуация встревожила власть, и Генпрокурор РФ дал поручение Федеральной антимонопольной службе провести в Москве, Московской области и Петербурге расследование причин столь масштабного роста цен на квартиры. А среди причин называют и сговор между крупными строительными компаниями.
В Петербурге назначили собственное расследование
Собственно, потребность проанализировать эти причины на региональном уровне и заставила группу депутатов петербургского Законодательного собрания выступить с инициативой провести специальное совещание. Оно состоялось в конце августа в Мариинском дворце.
Однако исчерпывающего результата, когда можно было бы заявить, о том, что мы знаем, почему дорожает жилье, и знаем, как изменить ситуацию, депутаты не добились. Парламентарии решили создать общественный комитет, который будет регулярно собираться и обсуждать столь серьезную проблему. Но сам по себе обмен мнениями многое прояснил.
Свое аргументированное мнение против версии ценового сговора представили строители. Суть его в том, что от экономики ждать чудес не приходится и против ее законов не сговоришься. Как не возникнуть ажиотажному спросу, если объем предложений за первое полугодие 2006 года упал на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2005-го?
За первое полугодие 2006-го было продано 1,7 млн кв. метров жилья, но из них лишь 360 тысяч кв. метров - в домах, строительство которых началось в 2006 году. То есть основные объемы продаж идут за счет домов, введенных в строй один-два года назад, а то и ранее. И это стойкая тенденция, поскольку имеющийся у строительных компаний задел участков под строительство стремительно сокращается и может быть исчерпан уже к концу нынешнего года.
Малый бизнес не выдерживает гонки
Таким образом, налицо кризис безземелья. А утверждения городских властей, что задел участков достигает 10-13 млн кв. метров, способны лишь дезориентировать, поскольку речь идет о потенциальном заделе - территориях, которые еще нужно осваивать, готовить по ним документацию и реализовывать на торгах.
Предложение на петербургском рынке жилья упало еще и потому, что прежде почти половину его возводили средние и малые строительные компании. А сейчас, при существующей системе торгов земельными участками, доступ к пятнам под застройку оказался практически закрыт. Их просто вымывают с рынка, обрекая либо на разорение, либо на бегство в другие регионы.
Строители во всем винят власти
Помимо главной причины, снижения предложения на рынке жилья, выдвигают и ряд попутных. В частности, так и не дождались петербуржцы появления обещанного социального жилья. Так и не заработал Закон `Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов`, обещавший льготы дольщикам. Среди других причин - желание петербуржцев в условиях снижения курса доллара защитить свои сбережения, вложив их в недвижимость.
Считая главным виновником неблагополучия федеральные и местные органы государственной власти, которые, разрушив сложившуюся систему предоставления участков и долевого участия, ничего не предложили взамен, строители наскоро набросали программу первоочередных мер. В этой программе значится: срочно и в полном объеме ввести в действие городской закон `О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга, для строительства и реконструкции`, подключив к этой работе самих застройщиков и создав предусмотренную законом конкурсную комиссию; провести инвентаризацию выданных разрешений на проектирование и строительство, чтобы перераспределить земельные участки от тех, кто их держит про запас, к тем, кто в них действительно нуждается; применить антимонопольные меры к компаниям, монополизировавшим производство и поставку стройматериалов и конструкций; сократить сроки многочисленных согласований с городскими ведомствами.
У депутата - другое мнение
Однако, как считает принимавший участие в совещании депутат Госдумы РФ В. Тюлькин, государство должно не только помогать, но и само участвовать в строительстве жилья. Он обосновывает это так:
- Никакие антимонопольные проверки ситуацию в корне не переломят, поскольку рост цен - не столько результат сговора производителей, сколько производное от рыночной системы. Ведь цены растут там, где есть спрос и где извлекают наибольшую прибыль. Но и в условиях рынка должно существовать государственное регулирование процесса. А значит, требуются государственное регулирование и цен, и выделения участков, и государственные льготы. А главное- участие самого государства в строительном бизнесе. Ведь государство строило бы с гарантией и продавало бы по себестоимости.
|