На минувшей неделе глава Минэкономразвития Герман Греф объявил о намерении создать две государственные венчурные структуры - фонд и компанию, которые будут содействовать привлечению средств частного бизнеса в инновационную сферу
Фондовый механизм
По проекту МЭРТ предстоит сформировать Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ), который будет заниматься развитием сферы IT и телекоммуникаций. Уставный капитал фонда составит 1,45 млрд руб., вложенных государством из средств Инвестфонда РФ.
Примерно через 1,5-2 года планируют провести дополнительную эмиссию акций РИФИКТ еще на 1,45 млрд руб., разместив их среди частных инвесторов на открытом рынке. К 2010 году частный капитал в фонде должен стать преобладающим. Управление структурой будет сосредоточено в руках управляющей компании, выбранной советом директоров РИФИКТ. Финансирование предполагается направлять в небольшие IT-компании с ограничением сумм до $3 млн на один проект.
Параллельно с этим фондом создается Российская венчурная компания (РВК), в которую также из госсредств планируют направить около 15 млрд руб.:
5 млрд руб. - в 2006 году и до
10 млрд руб. - в 2007 году. Средства пойдут на финансирование проектов в отраслевых венчурных фондах по схеме: 49% - госсредства, 51% - частные.
Фактически РВК станет фондом фондов в инновационной сфере. Запланировано, что РИФИКТ через 3 года будет интегрирован в РВК.
Сегодня многие вопросы, связанные с условиями работы новых структур, остаются неясными. В частности, еще не разработан устав РИФИКТ. Не названо юридическое лицо, на базе которого должна быть создана РВК. Открыт вопрос о налоговых льготах для инвесторов.
Отсутствие ясности по многим вопросам заставляет потенциальных партнеров государства в реализации наукоемких проектов осторожничать в оценках. Теоретически в государственном участии заинтересованы многие. Однако прозрачность сотрудничества является обязательным условием как для крупных, так и для малых фирм: и российских, и зарубежных.
Сужение приоритетов
Выделив в качестве отдельной структуры фонд информационно-коммуникационных технологий, государство в очередной раз пытается обозначить приоритеты в инновационной сфере. Такую задачу ставят уже больше 10 лет, но до сих пор решить ее не удавалось. Между тем выделение приоритетов в научно-технической сфере сегодня - вопрос не только будущего отечественной науки, но и выживания государства.
В ходе недавней встречи с сотрудниками Физико-технического института министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что из 50-55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по 5 направлениям, еще по 7-8 отставание от лидеров не критично. Соответственно, вопрос в том, чтобы сосредоточиться на поддержке наиболее развитых направлений, отказавшись от инвестирования в отстающие.
Как уверен министр образования и науки, лидерства даже в 20% макротехнологий, то есть по 10-12 направлениям, достаточно, чтобы считаться инновационным государством.
Впервые вопрос о приоритетах в научно-техническом развитии поставили еще в начале 1990-х, когда из сотен НИИ было отобрано около 50, получивших статус государственных научных центров. Предполагалось, что ГНЦ станут своего рода национальными лабораториями, получающими приоритетное финансирование и выполняющими проекты государственного значения.
Однако история выбора ГНЦ весьма схожа с преданием о Ноевом ковчеге, поскольку в итоге среди избранных оказались представители практически всех направлений негуманитарных наук и технологических направлений - от материаловедения и судостроения до метрологии и ядерной физики. Потому проект не дал ожидаемых результатов.
Пример ГНЦ выявил проблему: сами ученые не в состоянии четко выделить из своей среды лидеров, одновременно `приговорив` всех остальных к потере гарантированного государственного финансирования. Как только речь заходит о расстановке приоритетов, на первый план выходят не экономические факторы, а межличностные отношения и былые заслуги, например.
Ситуация в итоге получалась патовой. И вот государство делает новую попытку сдвинуть дело с мертвой точки. По словам министра образования и науки, у правительства нет проблем с деньгами - есть проблемы с проектами, в которые эти средства можно инвестировать. В очередной раз сказано, что деньги будут выделять не под имена, а под идеи и бизнес-планы. Тезис, безусловно, правильный. Только вот звучит он уже не в первый раз...
|