На стройплощадке, где возводят вторую сцену Мариинского театра, вовсю идут подготовительные работы. Сам же проект все еще шлифуют. Рассказать, в какой стадии находится его разработка, мы попросили административного директора ООО `Архитектурное бюро Доменика Перро` Алексея Шашкина.
- Согласно контракту, заключенному архитектурным бюро с Российской Федерацией, окончание проектных работ намечено на 30 сентября 2006 года. С этого момента проект должен поступить на согласование в Главгосэкспертизу. Но, по нашим данным, Главгосэкспертиза уже занимается его рассмотрением.
- Проект сложный, затрагивающий многие вопросы, о которых в СНиПах ничего не сказано. У нас есть нормы только на среднестатистические здания. На любое нестандартное здание в Петербурге требуется составление специальных технических условий. В частности, для сцены Мариинского театра были составлены такие техусловия по противопожарной безопасности. Они сейчас на согласовании в Росстрое РФ. Поскольку проект - уникальный, не дожидаясь 30 сентября, проводят предварительные консультации с Главгосэкспертизой.
Предварительный просмотр дает возможность детально рассмотреть проектные решения, избегая спешки. Консультации экспертов, идущие параллельно с проектированием, - это нормальная практика. Точно так же проектировали и строили Константиновский дворец.
- Главгосэкспертиза уже высказала ряд претензий, в частности, они касались купола будущей второй сцены Мариинки...
- Нам не высказывали претензии, а задавали вопросы. Любые новые решения всегда надо очень жестко обсуждать, с тем чтобы проблемы безопасности, устойчивости, прочности, удобства использования были решены надлежащим образом. На все высказываемые экспертами опасения по поводу купола мы даем ответы. Например, каким образом можно осуществить дымоудаление из подкупольного пространства.
- А вообще от возведения купола проектировщики отказываться не будут?
- Никто этого и не требует. Это было бы странно, поскольку именно конструкция купола послужила причиной того, что проект победил на конкурсе. Возьмем для примера Александринский театр. Там крайне мало подсобных помещений, потому что Росси должен был все разместить в небольшой коробке под крышей. Большинство архитекторов, участвовавших в конкурсе на создание проекта второй сцены Мариинки, шли тем же путем. А между тем когда глухим колосникам, залу, в котором не нужны окна, придается какой-то архитектурный вид - создается игра объемов.
Что же предложил Перро? Все так называемые глухие объемы накрыть куполом. Под ним можно менять пространственную конфигурацию как угодно, на внешнем виде здания это не отражается.
- И, тем не менее, Перро пришлось разработать второй вариант проекта, где объем купола был уменьшен на треть, а высота - на 4 метра. Чем это вызвано?
- Город заказал архитектору построить театральное здание, в котором бы над сценой с занавесом размещались один над другим еще два занавеса. С учетом этого варианта высота здания получалась 50 метров. Это было не идеей Перро, а конкурсным заданием. Когда проект в декабре 2005 года был представлен Северо-Западной дирекции, стало ясно, что здание такой высоты будет загораживать солнечный свет для домов, расположенных рядом, хотя это было очевидно изначально. Перро попросили внести в проект изменения, но, на мой взгляд, театр от этого только выиграл.
- Какие еще замечания высказывала Главгосэкспертиза?
- Поскольку конструкция купола необычна, были сомнения, что можно организовать удаление с него грязи и снега, систему вентиляции подкупольного пространства: не придется ли в этом помещении размещать неэстетичные вентиляционные коробы, что испортит интерьер? Совместными усилиями немецкой фирмы `Шеллтехник` и российской `Термолайн инжиниринг` все решения Главгосэкспертизе были представлены.
Эксперты сделали вывод, что в данной ситуации технический выход может быть найден. Сейчас нам поставлена еще одна задача - произвести расчеты и определить, во что финансово обойдется воплощение нестандартных идей.
- Были ли проведены топографо-геодезические и инженерно-геологические работы на месте постройки будущего здания театра, и что они показали? Можно ли на этих грунтах строить высотное здание?
- Результаты исследований уже есть, первое проводила фирма `Бента`, второе - `Изыскатель`. Но, образно выражаясь, изыскания - это анализы, предоставляемые врачу, а что прописать - решает уже он. Построить можно все и везде, вопрос только в цене. По инженерно-геологической ситуации в этом месте нет ничего уникального. Здесь условия для такого строительства даже более благополучны, чем в других районах центра Петербурга.
- Предполагается вести мониторинг состояния фасадов жилых зданий, окружающих стройку. Есть опасения, что строительные работы повлияют на них негативно?
- Подобные проверки должны быть в ходе любого строительства. В данном случае в проекте мы исходили из принципа `не навреди` - принимали такие решения, которые гарантируют безопасность соседним зданиям. Мы предусмотрели, например, жесткое ограждение котлована, которое не деформируется. Будут применять геотехнологии, не оказывающие вибрационного воздействия на окружающие объекты. Тем не менее, поскольку там предусматривается подземное строительство (рытье глубокого котлована в центре города - это все равно что у человека - операция на сердце), необходимо держать руку на пульсе. Этим занимается ЗАО `Бэскит`. Кроме мониторинга сохранности зданий, будет и контроль состояния работ на стройплощадке.
- Предполагалось, что строительство второй сцены Мариинки может стартовать в начале 2007 года. Это реальные сроки?
- Нулевой цикл строительства мог бы начаться даже в декабре 2006 года. Но решение об этом зависит от многих инстанций, и с уверенностью утверждать, в какое время это произойдет, нельзя.
|