Если бы кто-то задумал написать учебник истории информационного общества, то на обложке книги наверняка вывел бы лаконичный девиз `Выживает самый коммуникабельный`. Инстинкт самосохранения, как известно, для всего живого - один из самых сильных, поэтому сегодня стремление людей к комфортному существованию рождает все более эффективные способы обмена информацией, стирая грань между окружающей нас действительностью и параллельной, виртуальной реальностью.
Все гениальное, как всегда, просто
Одним из самых ярких подтверждений тому является необычайная популярность блогов - сетевых он-лайновых журналов. Как это часто бывает, появлению нового увлечения миллионов предшествовало возникновение простой, но гениальной идеи - объединить в одном Интернет-ресурсе возможности персонального сайта (представление пользователем информации в хронологическом порядке, изображений, видеофайлов) и средств интерактивного общения, таких как обмен ссылками и, что очень важно, открытость для комментирования записей создателя блога, вступления с ним в диалог.
Такой мини-сайт, как правило, персонифицирован, его содержимое может быть разделено на ряд тем или категорий, постоянные посетители блога имеют возможность подписаться на ленту публикаций, чтобы всегда быть в курсе изменений на любимых ими страницах он-лайн-журнала.
Сегодня в мире насчитывают десятки миллионов владельцев блогов. Очевидно, что концепция такого вида общения предполагает создание виртуальных сообществ по интересам и убеждениям - такой возможностью многие пользуются весьма активно.
Новые горизонты СМИ
В отличие от других инструментов общения в Интернете, блог совершенен, целостен, социален, он задает новый высокий стандарт в конструировании виртуальных протезов личности человека. Именно поэтому блоги сегодня столь популярны, они формируют новое информационное, а значит и социальное, поле, которое уже дает заметные всходы.
Некоторые он-лайн-дневники становятся важным источником информации для традиционных СМИ. Используя этот ресурс, один смельчак транслировал через Интернет видеокадры боев на улицах Багдада, когда в город входили войска США. Другой пример - показ на сайте корпорации BBC содержания блогов, принадлежащих очевидцам террористических актов в Лондоне, - фотографий с мест событий, видеороликов, снятых при помощи мобильных телефонов.
Мнение о том, что сетевые журналы представляют собой новое средство массовой информации или инструмент гражданской журналистики, высказывают все чаще, и, похоже, небезосновательно. Достаточно вспомнить один примечательный факт: недавно компания Apple проиграла судебную тяжбу с теми, кто через блоги распространил секретную информацию о ее новых товарах.
Суд постановил: авторы публикаций в блогах наравне с журналистами обладают правами на неразглашение своих источников информации. Быть может, он-лайновые журналы действительно официально признают разновидностью СМИ?
Имидж он-лайн
Идеей использовать блоги как один из инструментов работы на корпоративный имидж уже воспользовались многие представители топ-менеджмента крупных и не очень западных компаний. Предоставить потребителям продукции и услуг возможность напрямую пообщаться, например, с председателем совета директоров - чем не инструмент науки и искусства связей с общественностью?
И пусть все догадываются, что такой он-лайновый журнал может модерировать рядовой сотрудник компании: клиенты чувствуют готовность ее руководства к диалогу, идет, пусть даже и опосредованно, обмен мнениями, пожеланиями и предложениями. Нельзя не сказать и о том, что блоги подчас представляются весьма подходящим местом для размещения рекламных объявлений.
Будущее как будто бы сулит он-лайновым журналам исключительно хорошие перспективы - законы информационного общества неумолимы, они настойчиво требуют как можно более полной вовлеченности человека в коммуникативные процессы. Однако технический прогресс не стоит на месте, и, возможно, уже совсем скоро будут столь же активно, как и блоги, обсуждать какой-нибудь новый, не менее интересный социальный феномен.
|