Сейчас операторы договариваются, кто и сколько кому заплатит компенсаций после введения CPP. Самые скромные пожелания - у `МегаФона`, чуть выше требования - у `МТС` и `ВымпелКома`. А больше всех от перехода на взаиморасчеты могут пострадать сети компаний `Скай Линк` и `Теле2`, у которых больше исходящих звонков на телефоны других операторов, чем входящих от них. От того, как решат этот вопрос, будет зависеть, повысятся ли впоследствии расценки на услуги связи.
Характерно, что эти перемены вводят в разгар лета, когда между сотовыми операторами обостряется конкуренция. Особенностью нынешнего этапа борьбы стало то, что петербургский рынок вслед за московским в 2006 году перешел в стадию кристаллизации абонентов. Это еще раз подтвердило правило: те процессы, которые проявились на рынке столицы, через 1,5-2 года, фиксируют и в городе на Неве. Итак, не `мобилизованными` в Петербурге остаются, пожалуй, только дошкольники и часть пенсионеров. Остальные имеют, как минимум, по одной сотовой трубке. Потому между операторами идет перетягивание каната.
Зеркальные войны
В Москве в этой игре больше всего очков отыграл у `ВымпелКома` `МегаФон`. Доля `МТС` при этом практически не изменилась. А вот в Петербурге - картина зеркальная: феноменальный успех сети `Билайн` вызывает противоречивые мнения экспертов. Одни считают, что это закономерный результат, основанный на ювелирной маркетинговой политике и повышении качества сетей. Другие - что следствие демпинга. Однако в демпинге `ВымпелКом` обвинить трудно, потому что в целом по РФ его реальные доходы от каждой проданной сим-карты росли почти такими же темпами, как и у `МегаФона`.
В 2005 году прибыль `ВымпелКома`, у которого в РФ зафиксировано 43,1 млн сим-карт, увеличилась до $1,6 млрд (+53% к 2003-му), а инвестиции - около $1,6 млрд. Агентство Moody`s повысило рейтинг оператора до `позитивного`, что отражает усиление его позиций на рынке РФ. Это помогло `ВымпелКому` в 2006-м привлечь синдицированный кредит на 6 млрд руб. и начать размещение нового еврооблигационного займа на $600 млн. Средства понадобились для приобретения активов региональных операторов связи и покупку оборудования.
В `МТС` в апреле 2006-го также взяли синдицированный кредит на $1,3 млрд, а в мае - еще $250 млн. Часть средств в компании собираются получить от сокращения штата на 20%. Все дополнительные доходы направляют в развитие. В Петербурге также отмечают улучшение качества связи `МТС`. Именно это обстоятельство и некоторые новинки в тарифных планах (а не ребрэндинг) заставили часть приверженцев других операторов обзавестись еще и сим-картами `МТС`. Появление же нового образа компании (белое яйцо на красном фоне) многие петербуржцы восприняли как не слишком удачный прикол москвичей в стиле покрасневших заставок на Пятом канале ТВ. Можно предположить, что `МТС` также продолжит свое развитие в городе за счет перетока абонентов от `МегаФона`.
Суды и секретные доходы
`МегаФону` же, по-видимому, сейчас не до особых маркетинговых изысков: его акционеры, которых представляют бермудский оффшорный фонд IPOC и компания `ЦТ-Мобайл`, выясняют отношения в судах по поводу права собственности на 25,1% акций `МегаФона`: в мае - в Цюрихе, а в июне - в Петербурге. Параллельно идет расследование деятельности IPOC, в которой, как подозревают, замешан министр связи и информатизации РФ Леонид Рейман. Если это будет доказано, то оператор может столкнуться с угрозой серьезного передела собственности - вплоть до национализации компании...
В Петербурге в `МегаФоне` придерживаются прежнего курса: внимание в первую очередь -корпоративным клиентам и введение новых услуг для привлечения продвинутых абонентов. Именно за их счет повышают доходность в расчете на одного звонящего.
`МегаФон` по-прежнему активно участвует в госпрограммах. Одна из них - обеспечение шифрованной сотовой связи во время подготовки и проведения июльского саммита `большой восьмерки` в Петербурге. В победе на конкурсе мало кто сомневался: ведь `МегаФон` - базовый оператор Специальной федеральной подсистемы конфиденциальной сотовой связи. Потери абонентской базы `МегаФоном` в Петербурге не повлияли на решение Standard & Poor`s повысить кредитный рейтинг `МегаФона` с В+ до ВВ-, что отражает улучшение бизнес-профиля компании.
Правда, в мае `МегаФон` утешил рядовых абонентов в Петербурге введением услуги `Все входящие - бесплатно`, включая звонки с обычных телефонов. Впрочем, этой льготе, привлекшей часть абонентов, предшествовала фиксация рублевых тарифов по курсу доллара к рублю на начало 2006 года. После того как он снизился, мало кто обратил внимание, насколько фактически повысилась стоимость тарифов `МегаФона` в рублях по отношению к другим операторам, тарифы которых остаются привязанными к валюте. Так что в `МегаФоне` нисколько не обеднеют от своих щедрот. Как будет действовать услуга после 1 июля, в справочной службе оператора толком объяснить не могли. |