Мы попросили руководителей компаний - участников регионального рынка металлопродукции ответить на следующие
вопросы:
1. Повлияет ли на вашу компанию ожидаемое замедление темпов жилищного строительства в Петербурге?
2. Ожидаете ли вы снижения отпускной стоимости основных видов металлопродукции в сентябре - октябре?
3. Считаете ли вы политику ОАО `Российские железные дороги`, добивающегося от крупных меткомбинатов снижения цен, положительно влияющей на региональный металлорынок?
4. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с металлобазами и площадками в Петербурге: есть ли `пространство` для развития?
5. Насколько повлияет в 2006 году `китайский фактор` на российскую металлоторговлю?
Виталий Нефедьев, генеральный директор ООО `МеталлРезерв СПб`:
1. Замедление темпов жилищного строительства в Петербурге уже происходит, это, безусловно, сказывается на объемах продаж. Конец лета - начало осени наблюдается некоторое оживление на рынке металлоторговли, но что это - сезонный фактор или тенденция - покажет время.
2. Да, ожидаем снижения отпускной стоимости основных видов металлопродукции, но скорее в октябре - ноябре.
3. Это не актуальный для рынка вопрос.
4. Площадки для создания новых металлобаз пока существуют даже внутри кольцевой дороги, не говоря о площадках за кольцевой. Стоимость таких площадок за последние три года возросла на порядок. Вопрос заключается в том, стоит ли создавать новые площадки внутри кольцевой, или скоро всех начнут выселять за ее пределы? Однозначного ответа дать не могу.
5. Думаю, что повлияет отсутствие `китайского фактора`, то есть отсутствие китайских закупок у российских металлопроизводителей. Приход китайского металла на российский рынок кажется маловероятным.
Станислав Сибрин, генеральный директор компании `ТИРУС Северо-Запад`:
1. Наша компания ранее оценивала свою долю рынка по металлопрокату в размере 1,2-2,5% в зависимости от сезона и конъюнктуры рынка. Сейчас доля выросла примерно до 3%. Соответственно, строительный сектор потребляет до 30-40% металлопроката в нашем регионе от общего объема, что составляет, по нашим оценкам, около 40 тысяч тонн. Если сопоставить эти цифры, то реальное замедление темпов жилищного строительства в Петербурге в ближайшем будущем на нас серьезным образом не отразится. Хотя уже не раз говорили о существовании проблемы нарушения сроков оплаты по договорам строительным компаниям, которая существует до сих пор, и актуальность ее никто не снимал с повестки дня.
2. Рынок падает. Возможно, произойдет снижение цены на сварную трубу в сентябре, возможно, дальше - по прокату. Мое мнение, что производители попытаются оставить цены в сентябре-октябре на сегодняшнем уровне с учетом вхождения в зимний сезон, хотя объемы потребления в целом по России снизились на 7% по сравнению с прошлым годом.
Вместе с этим увеличилась доля поставки с украинских заводов, тем самым значительно снизился объем поставок российских производителей (тот объем, который поставляли на внутренний рынок). Какой завод в этой ситуации как себя будет вести - трудно предположить, реакция будет иметь разный вектор направленности: кто-то будет пытаться сдерживать цены, кто-то - использовать для поддержания своих объемов тот `запас прибыли`, который он имел на протяжении последнего времени.
3. ОАО `Российские железные дороги`, скорей всего, сможет достичь соглашения с некоторыми металлургическими комбинатами на снижение цен на интересующие МПС виды продукции взамен понижения тарифов. Такие договоренности носят локальный характер и не будут иметь какого-либо значения в масштабе всей страны, тем самым не окажут влияния на региональный металлорынок.
4. Пространство для развития есть всегда. Тем более на рынке металлов. Сейчас можно наблюдать следующую тенденцию: металлоторговцы предпочитают не использовать уже имеющиеся основные фонды и переоборудовать их под свою деятельность, а покупать некую общепромышленную инфраструктуру, ставить новые краны, полностью модернизировать площадку, то есть фактически на 50% строить заново. В скором будущем металлобазы будут строить в `чистом поле` - по причине не столько износа фондов, а скорее с нарастающими требованиями рынка к складским комплексам.
5. Китай уже оказывает определенное влияние, поставляя на рынки Юго-Восточной Азии металлопрокат, вытесняя позиции европейских и других мировых производителей, соответственно, идет переориентация на рынках потребления, с чем, отчасти, связано текущее падение цен.
В связи с географическим расположением государства относительно России влияние будет начинаться с Востока, таким образом, `китайский фактор` как таковой на российскую металлоторговлю в Северо-Западном регионе может оказать влияние к середине 2006 года.
Зацарин Андрей Сергеевич - генеральный директор филиала ООО `ТиссенКрупп Материалс` в Петербурге:
1. Замедление темпов строительства, без-условно, повлияет негативно на всю металлургическую отрасль в целом, и это неприятная тенденция. Что касается нашей компании, то мы находимся в начальной стадии развития и показываем постоянный рост, и до выхода на проектные мощности еще далеко - так что концерн это не затронет.
2. При оценке ценовой политики комбинатов мы опираемся на мировой рынок, а он, как это ни печально, показывает небольшой рост (около 4%) осенью, а вот зимой возможен небольшой откат цен до сегодняшнего уровня. Особенно это касается строительного сортамента.
3. РАО `РЖД` - один из самых крупных потребителей металлопродукции в стране, имеющий право на низкие закупочные цены, и он добился этого (недавнее снижение на 3%, по сравнению с предыдущим периодом). Однако комбинаты должны где-то возместить недополученную прибыль, и, как мне кажется, они сделают это на розничном рынке.
4. В настоящее время в Петербурге нет ни одного современного логистического центра для продажи и обработки металлопроката. Существующие металлобазы не соответствуют мировым стандартам. И в скором времени они утратят свою ценность. Прогнозируем усиленное строительство современных центров `с нуля` в ближайшие
5-6 лет.
5. Так называемый китайский фактор влияет на российскую металлоторговлю послед-ние 5 лет. Однако, по оценкам в 2006 году, наши комбинаты поставят значительно меньше металлопроката, чем в 2005-м, освободившаяся продукция будет выплеснута на внутренний рынок со всеми вытекающими последствиями, если только не будет сокращено производство. Кстати, в приграничных с Китаем областях ситуация совсем обратная: туда уже периодически поступает китайский прокат, а что будет дальше - остается только догадываться. |