Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

МиГи и медведи - ЭиВ N 31 (568)
ИННОВАЦИИ
МиГи и медведи
No. 31 (568) 22.08.2005
Жуковский-Петербург, Владимир ХОЗИКОВ
VII Международный авиакосмический салон `МАКС 2005`, работавший на минувшей неделе в подмосковном Жуковском, по многим количественным показателям оказался рекордным. Там было больше, чем на прежних салонах, стран и фирм-участников, посетителей, аккредитованных журналистов, подписанных контрактов, наконец



Общая сумма контрактов превысила 3 миллиарда долларов, правда, организаторы честно признались, что заключение договоров специально подгадывалось под встречу в Жуковском, чтобы внести в происходящее дополнительный элемент праздника, однако значения сделок для российского ВПК это ни в коей мере не умаляет.



В мирном небе становится тесно

Первым контрактом, подписанным на МАКСе, стало трехстороннее соглашение о поставках и вводе в эксплуатацию региональных лайнеров Ан-140 российской сборки. Его завизировали представители Самарского завода `Авиакор`, Финансовой лизинговой компании и ОАО `Авиакомпания Якутии`. Последней в лизинг передаются два самолета Ан-140-100, третий, как предполагается, будет отправлен в ближайшее время. Всего в сборочном цехе завода в разной степени готовности находятся пять таких машин.

Еще одним контрактом, заключенным в первый день авиасалона, стал договор между российскими и индийской компаниями. От имени НПО `Сатурн` и ОАО `Уфимское моторостроительное производственное объединение` его подписал гендиректор `Рособоронэкспорта` Сергей Чемезов, а с индийской - председатель корпорации HAL Ашока Баведжа.

Согласно договору наши компании займутся проектированием авиадвигателя АЛ-55И, который предполагается устанавливать на индийском тренировочном самолете HJT-36. В дальнейшем предусмотрена организация лицензионного производства мотора непосредственно в Индии.

Лицензионная программа предусматривает выпуск до 1000 двигателей. Стоимость контракта оценивается в $300 млн, а конструкторские работы планируется выполнить за два года.

Также в Жуковском было подписано еще одно международное соглашение - о приобретении 10% акций российской авиастроительной корпорации `Иркут` европейским авиакосмическим концерном EADS. В рамках соглашения EADS и `Иркут` зарегистрируют совместное предприятие по продвижению самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок. 70% акций компании будут принадлежать корпорации `Иркут`, 30% - EADS. Переговоры об этой сделке шли уже два года. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, подписавший протокол о передаче акций с российской стороны, назвал произошедшее `актом фиксации стратегического партнерства не только между EADS и `Иркутом`, но и между EADS и всей российской Объединенной авиастроительной компанией (ОАК)`, правда, министр тут же уточнил, что президентский указ о создании ОАК еще не подписан. Размер сделки с ценными бумагами `Иркута` В. Христенко оценил в 50 млн евро.

На следующий день был подписан контракт о поставках в Иорданию двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ, сумма которого осталась не раскрытой. С иорданской стороны контракт подписал король Абдалла II.

Еще один контракт был чисто внутрироссийским: авиастроительная корпорация `Сухой` подписала с государством контракт на проектирование регионального самолета RRJ. На эти цели правительство ассигнует `Сухому` 7,9 млрд руб. до 2009 года. Как уточнил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, 3,6 млрд руб. из этой суммы уже заложены в бюджет 2006 года. Авиаконструкторы в ответ традиционно пообещали не подвести.

- Основной объем конструкторской документации по проекту мы уже выполнили, - рассказал журналистам генеральный директор `Сухого` Михаил Погосян. - Также начато производство элементов конструкции.

Отметим, что в проекте RRJ на условиях `разделения риска` участвуют несколько крупных западных фирм. В июне одной из них - французской `Снекма` (Snecma) правительство Франции выделила 120 млн евро на очень выгодных условиях: компания должна вернуть их в казну только тогда и в том случае, если разработанные компанией моторы для RRJ найдут хороший спрос на рынке.



Поколение next. And the last?

Куда более скрытые страсти кипят вокруг перспективных военных самолетов и вертолетов, появления которых уже не первый год ждут и на авиасалоне, и в Российской армии. Рядом с чучелами медведей, с которыми предлагается фотографироваться всем желающим, гости подмосковных авиасалонов традиционно видят хорошо известные `МиГи` и `Сухие`, возраст самого молодого из которых давно перевалил за пятнадцатилетнюю отметку.

Еще в 1995 году, накануне второго МАКСа появился сенсационный слух о том, что объединение `МиГ` может представить на нем свою перспективную разработку - боевой самолет 5-го поколения МиГ-МФИ (многофункциональный истребитель). Якобы макет его даже показывали в закрытом ангаре в первый день салона президенту Борису Ельцину.

Сенсация так и не состоялась, а сам факт существования МиГ МФИ на долгие годы стал поводом для сплетен и кривотолков. Последнее время представители компании `МиГ` предпочитают о военной технике вообще не говорить, а сообщения о ходе работ над самолетом 5-го поколения делают представители традиционного конкурента фирмы `Сухой`. Нынешний салон не стал исключением.

- Опытные образцы самолета 5-го поколения должны появиться в 2008 году, - сообщил Михаил Погосян. - В 2006 году мы хотим защитить технический проект и начать разработку рабочей документации. Первенство в создании самолетов 5-го поколения на сегодня, безусловно, принадлежит США, но в свой проект мы закладываем те характеристики, которые в будущем смогут обеспечить нам превосходство. Что будет дальше - время покажет.

Свою новую машину представила вторая вертолетостроительная фирма России - `Миль`, конструкторы которой разработали двухместный вертолет Ми-28Н, способный летать не только днем, но и ночью. Обе машины выставлялись на всех последних МАКСах, о перспективах же поставки их на вооружение Российской армии не говорилось ничего определенного, что давало основания предполагать, что в московских кулуарах между конкурентами идет напряженная борьба. Наконец, некоторое время назад совершенно неожиданно появились сообщения, что `камовцы` намерены приступить совместно с турецкими партнерами к разработке вертолета `Эрдоган` для армии Турции на базе Ка-52, а незадолго до нынешнего МАКСа высокопоставленные представители российских ВВС сообщили, что Ми-28Н начинает поступать к нам на вооружение, и к 2010 году в войсках должно оказаться около 50 машин.

Конечно, цифра не выглядит впечатляющей, если помнить о почти 2000 вертолетов, состоявших на вооружении армии СССР, однако, похоже, фаворит в соревновании вертолетных компаний все-таки определен.

Теперь остается самый главный вопрос: что смогут предложить армии российские конструкторы вслед за нынешними новинками, проработки которых на самом деле были начаты еще в 1980-х годах? На эту тему руководители авиапрома предпочитают пока дружно молчать.
Другие материалы рубрики
ИННОВАЦИИ
10.12.07`Вагончики` есть, а `локомотивов` не хватает
10.12.07Господдержка по конкурсу и согласно реестру
16.10.06Деньги не успевают за прогрессом
16.10.06Государство рискует наравне с бизнесом
Инвестиции в новые технологии увеличиваются ежегодно
28.08.06Медицинские технологии - в копилку страны
28.08.06Срок эксплуатации свалки продлят
28.08.06Kemira расширит свою деятельность в Петербурге
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru