VII Международный авиакосмический салон `МАКС 2005`, работавший на минувшей неделе в подмосковном Жуковском, по многим количественным показателям оказался рекордным. Там было больше, чем на прежних салонах, стран и фирм-участников, посетителей, аккредитованных журналистов, подписанных контрактов, наконец
Общая сумма контрактов превысила 3 миллиарда долларов, правда, организаторы честно признались, что заключение договоров специально подгадывалось под встречу в Жуковском, чтобы внести в происходящее дополнительный элемент праздника, однако значения сделок для российского ВПК это ни в коей мере не умаляет.
В мирном небе становится тесно
Первым контрактом, подписанным на МАКСе, стало трехстороннее соглашение о поставках и вводе в эксплуатацию региональных лайнеров Ан-140 российской сборки. Его завизировали представители Самарского завода `Авиакор`, Финансовой лизинговой компании и ОАО `Авиакомпания Якутии`. Последней в лизинг передаются два самолета Ан-140-100, третий, как предполагается, будет отправлен в ближайшее время. Всего в сборочном цехе завода в разной степени готовности находятся пять таких машин.
Еще одним контрактом, заключенным в первый день авиасалона, стал договор между российскими и индийской компаниями. От имени НПО `Сатурн` и ОАО `Уфимское моторостроительное производственное объединение` его подписал гендиректор `Рособоронэкспорта` Сергей Чемезов, а с индийской - председатель корпорации HAL Ашока Баведжа.
Согласно договору наши компании займутся проектированием авиадвигателя АЛ-55И, который предполагается устанавливать на индийском тренировочном самолете HJT-36. В дальнейшем предусмотрена организация лицензионного производства мотора непосредственно в Индии.
Лицензионная программа предусматривает выпуск до 1000 двигателей. Стоимость контракта оценивается в $300 млн, а конструкторские работы планируется выполнить за два года.
Также в Жуковском было подписано еще одно международное соглашение - о приобретении 10% акций российской авиастроительной корпорации `Иркут` европейским авиакосмическим концерном EADS. В рамках соглашения EADS и `Иркут` зарегистрируют совместное предприятие по продвижению самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок. 70% акций компании будут принадлежать корпорации `Иркут`, 30% - EADS. Переговоры об этой сделке шли уже два года. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, подписавший протокол о передаче акций с российской стороны, назвал произошедшее `актом фиксации стратегического партнерства не только между EADS и `Иркутом`, но и между EADS и всей российской Объединенной авиастроительной компанией (ОАК)`, правда, министр тут же уточнил, что президентский указ о создании ОАК еще не подписан. Размер сделки с ценными бумагами `Иркута` В. Христенко оценил в 50 млн евро.
На следующий день был подписан контракт о поставках в Иорданию двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ, сумма которого осталась не раскрытой. С иорданской стороны контракт подписал король Абдалла II.
Еще один контракт был чисто внутрироссийским: авиастроительная корпорация `Сухой` подписала с государством контракт на проектирование регионального самолета RRJ. На эти цели правительство ассигнует `Сухому` 7,9 млрд руб. до 2009 года. Как уточнил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, 3,6 млрд руб. из этой суммы уже заложены в бюджет 2006 года. Авиаконструкторы в ответ традиционно пообещали не подвести.
- Основной объем конструкторской документации по проекту мы уже выполнили, - рассказал журналистам генеральный директор `Сухого` Михаил Погосян. - Также начато производство элементов конструкции.
Отметим, что в проекте RRJ на условиях `разделения риска` участвуют несколько крупных западных фирм. В июне одной из них - французской `Снекма` (Snecma) правительство Франции выделила 120 млн евро на очень выгодных условиях: компания должна вернуть их в казну только тогда и в том случае, если разработанные компанией моторы для RRJ найдут хороший спрос на рынке.
Поколение next. And the last?
Куда более скрытые страсти кипят вокруг перспективных военных самолетов и вертолетов, появления которых уже не первый год ждут и на авиасалоне, и в Российской армии. Рядом с чучелами медведей, с которыми предлагается фотографироваться всем желающим, гости подмосковных авиасалонов традиционно видят хорошо известные `МиГи` и `Сухие`, возраст самого молодого из которых давно перевалил за пятнадцатилетнюю отметку.
Еще в 1995 году, накануне второго МАКСа появился сенсационный слух о том, что объединение `МиГ` может представить на нем свою перспективную разработку - боевой самолет 5-го поколения МиГ-МФИ (многофункциональный истребитель). Якобы макет его даже показывали в закрытом ангаре в первый день салона президенту Борису Ельцину.
Сенсация так и не состоялась, а сам факт существования МиГ МФИ на долгие годы стал поводом для сплетен и кривотолков. Последнее время представители компании `МиГ` предпочитают о военной технике вообще не говорить, а сообщения о ходе работ над самолетом 5-го поколения делают представители традиционного конкурента фирмы `Сухой`. Нынешний салон не стал исключением.
- Опытные образцы самолета 5-го поколения должны появиться в 2008 году, - сообщил Михаил Погосян. - В 2006 году мы хотим защитить технический проект и начать разработку рабочей документации. Первенство в создании самолетов 5-го поколения на сегодня, безусловно, принадлежит США, но в свой проект мы закладываем те характеристики, которые в будущем смогут обеспечить нам превосходство. Что будет дальше - время покажет.
Свою новую машину представила вторая вертолетостроительная фирма России - `Миль`, конструкторы которой разработали двухместный вертолет Ми-28Н, способный летать не только днем, но и ночью. Обе машины выставлялись на всех последних МАКСах, о перспективах же поставки их на вооружение Российской армии не говорилось ничего определенного, что давало основания предполагать, что в московских кулуарах между конкурентами идет напряженная борьба. Наконец, некоторое время назад совершенно неожиданно появились сообщения, что `камовцы` намерены приступить совместно с турецкими партнерами к разработке вертолета `Эрдоган` для армии Турции на базе Ка-52, а незадолго до нынешнего МАКСа высокопоставленные представители российских ВВС сообщили, что Ми-28Н начинает поступать к нам на вооружение, и к 2010 году в войсках должно оказаться около 50 машин.
Конечно, цифра не выглядит впечатляющей, если помнить о почти 2000 вертолетов, состоявших на вооружении армии СССР, однако, похоже, фаворит в соревновании вертолетных компаний все-таки определен.
Теперь остается самый главный вопрос: что смогут предложить армии российские конструкторы вслед за нынешними новинками, проработки которых на самом деле были начаты еще в 1980-х годах? На эту тему руководители авиапрома предпочитают пока дружно молчать. |