С другой стороны - не менее сложно представить, какими заслугами должен обладать педагог, чтобы тот же самый предприниматель счел его услуги полезными для себя.
Словом, говоря о дисбалансе спроса и предложения на тренинговом рынке, нельзя не коснуться столь болезненной для большинства серьезных компаний проблемы, как нехватка квалифицированных специалистов. Не случайно в штате хорошей петербургской тренинговой компании редко бывает больше полутора десятков профессиональных тренеров, а резерва для расширения кадров чаще всего просто нет.
Годами формируя свою команду, руководители многих тренинговых фирм оказались не готовы к взрывному росту запросов клиентов.
Типичный российский предприниматель, решивший обратиться к услугам тренинговой компании, - это исключительно требовательный клиент. Соответственно, базовые требования, которые предъявляются к тренерам-консультантам, весьма жестки. В первую очередь, это обязательный опыт успешной работы в бизнесе либо собственном, либо в качестве наемного работника. Управленец должен обладать менеджерским опытом, продавец - торговым, кадровик - поработать с персоналом, маркетолог - профессионально заниматься изучением рынка и так далее. Это гарантия того, что разговор в аудитории будет идти на профессиональном языке, а поставленные вопросы не заимствованы из методических разработок `времен очаковских и покоренья Крыма`.
Далее. Необходимо наличие практики тренерской работы. Если ее нет, претенденту в обязательном порядке для начала предложат поработать бесплатно и проверить себя. Опытного специалиста не удивит, если профессионально состоятельный человек в общении с аудиторией потеряется и не сможет решить поставленных задач: преподавание и реальный бизнес все-таки несколько разные отрасли, и умение формулировать свои знания в виде четких фраз здесь является лишь базовым, далеко не единственным требованием.
Для любой авторитетной консалтингово-тренинговой фирмы непрерывный мониторинг рынка в поисках новых сотрудников - часть рутинной работы. Желаемого результата можно ждать годами, при том что номинально от предложений посотрудничать отбоя нет. Вот только качество весьма медленно переходит в количество.
Тренеров-`фрилансеров` хватает и в Москве, и в Петербурге - сказывается особенность крупных вузовских и научных центров, однако проблема качества их работы стоит весьма серьезно.
О том, насколько могут отличаться одни и те же услуги, красноречиво свидетельствует ценовой разброс - от 10 до 120 `условных единиц` в час. Опыт начала 1990-х годов, когда преподаватели марксизма-ленинизма в массовом порядке переквалифицировались в знатоков рыночной экономики, конечно, многому научил, однако стремление заплатить поменьше все равно толкает многих к совершению ошибок при выборе бизнес-тренеров.
Понятно, что стремление получить `на грош пятаков` в данной сфере, как, впрочем, и везде, чаще всего заканчивается отрицательным результатом.
Между тем само развитие бизнеса уже давно выдвинуло ряд совершенно иных задач, существование которых деловое сообщество подчас еще только начинает осознавать. К примеру, по мнению многих экспертов, наиболее проблемными в кадровой иерархии петербургского бизнеса сегодня оказались менеджеры среднего звена. Как правило, это люди, достаточно быстро выдвинувшиеся из числа рядовых сотрудников, но не успевшие получить специальную подготовку, системные знания, соответствующие новой должности.
Соответственно, перемещение вверх по служебной лестнице редко сопровождается одновременными переменами в восприятии своего дела. Чаще всего новоиспеченный руководитель продолжает мыслить по старому, что неизбежно приводит его к конфликтам и с руководством, и с подчиненными.
В таких случаях помощь квалифицированных тренеров просто необходима. |