Школу лидерства Юрий Платонов прошел с нуля - снизу доверху. Начинал в армии, продолжил в студенческих стройотрядах. Сегодня доктор психологических наук Юрий Платонов - ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ, действительный член РАЕН. Кроме того, он - автор книги `Путь к лидерству`, недавно вышедшей в серии `Мастерская психологии`.
- Знания при обучении будущего лидера - только оболочка. Куда важнее организаторские умения руководителя, его чутье, психологический такт. В Высшей школе менеджмента, например, готовят менеджеров, но руководителями станут не все. Важно кто ты по натуре: лидер или нет? Готов ли взять ответственность за других?
- В российской истории остались лидеры, известные и сегодня: Суворов, Потемкин, Столыпин, Витте. А где лидеры в нынешней России?
- Если говорить не о персоналиях, а о технологии лидерства, то ахиллесовой пятой нашего менеджмента является отсутствие стройной системы массового отбора лидеров-организаторов. В отличие от той системы, которая существовала не так давно. Об этом, кстати, напомнил вице-премьер Александр Жуков на встрече в Сочи по поводу строительства Олимпийской столицы 2014 года. Он сказал, что лучше студенческих стройотрядов ничего не придумано... Да, ССО были прекрасной школой для тысяч руководителей.
Но тогда существовал комсомол - молодежная организация всей страны. Это тоже была школа лидерства. Хотя порой и говорили: школа карьеристов. Но теперь мы по-другому смотрим на старые стереотипы. И стремление к построению карьеры считаем не грехом, а положительным качеством лидера.
- Сегодня нет единой молодежной организации, нет школы лидерства. Как быть?
- В комсомоле шла сепарация тех, кто был предрасположен к лидерству. Где сейчас такие молодежные организации? Есть `Молодая гвардия` и `Наши` у одной партии, молодежное крыло - у другой партии, есть `Соколы Жириновского`... Но нет структурированной массовой молодежной организации.
Надо возрождать комсомол в новой форме. Возрождать вертикаль снизу доверху, строить ее по единой методике подготовки резерва лидеров. Лидеров бизнеса, политических лидеров. Нужен национальный проект `Лидерство и молодежное движение`. Необходимы государственный подход, федеральная поддержка, хорошее финансирование, координация с правительственным комитетом по делам молодежи. Если мы ежегодно будем вовлекать в этот нацпроект по полмиллиона молодых людей, то хотя бы 50 тысяч лидеров мы получим лет через пять-десять.
- В российском искусстве есть мировые величины. А в бизнесе? В экономике?
- Дело в том, что качество лидерства в какой-то отрасли, в каком-то бизнесе отражает силу самого бизнеса. Эти вещи тесно взаимосвязаны. И, для того чтобы в стране появились лидеры мирового уровня, необходимо, чтобы какая-то отрасль российского бизнеса была конкурентоспособна на мировом рынке. Но тут получается замкнутый круг: нужны сильные лидеры, чтобы `вытащить` бизнес, и нужен сильный бизнес, чтобы появились лидеры.
Но выход есть: готовить лидерский резерв с помощью массовой молодежной организации. Есть и второй путь - хорошее образование. Идет создание новых школ менеджмента в Петербурге и Москве. Они могут стать элитными учебными заведениями для подготовки менеджеров высшего звена.
- Как вы считаете, власть в своем регионе может поддерживать лидеров в отрасли?
- Любая власть должна быть заинтересована в своевременной и квалифицированной смене. Как происходит смена поколений? Через передачу опыта лидеров. И, по идее, в каждом регионе должны быть свои школы лидеров, в каждой отрасли. Школы управления должны пронизывать всю социальную структуру - снизу доверху. Внизу - школьные, вузовские, отраслевые, а на самом верху - элитные, типа Высшей школы менеджмента СПбГУ. И власть в регионе должна формировать когорту управленцев, резерв будущих лидеров. Их нужно поддерживать, создавать условия - чтобы лидеры были востребованы. Плоха та власть, которая всего этого не делает. И резерв управленцев нужен, когда решается вопрос: кого ставить руководителем.
- Лидерство - качество врожденное или наработанное?
- Психологи рассматривают лидерство и как врожденное качество, и как наработанное. Но важен еще один аспект проблемы. Бывает, что человек обладает лидерскими качествами, а не может их проявить - ситуация не позволяет. Бывает обратная картина. Например, в 1991 году в России множество молодых бросились в политику. Ушла старая когорта партийных лидеров, потребовались новые руководители.
Если бы не возникла такая ситуация или она сложилась позже, то, может, Чубайс, к примеру, так и оставался бы никому не известным преподавателем ИЖЭКОНа... Но ситуация тех лет помогла проявить лидерские качества, которые у него были заложены.
Многие люди обладают лидерскими наклонностями, но в их судьбе не встречается благоприятная ситуация. И они остаются безвестными, не проявившими свои лидерские качества.
- Кто же может создавать ситуации, чтобы лидеры проявились? Где их искать?
- С тем, чтобы тренировать, воспитывать, обучать, - никаких проблем нет. Есть квалифицированные психологи, есть проверенные методики отбора и обучения управленцев. Можно ли стать лидером? Да, можно - если человек сам или с помощью психологов, бизнес-тренеров, коучей взращивает в себе лидерские качества: волю, решимость, целеустремленность. И затем шлифует эти качества в бизнесе или в политике.
Проблема в том, что большинство населения не склонно к организаторской деятельности. Все стремятся быть богатыми, но организовать эффективное дело и отвечать за него, за людей, за качество - мало кто хочет.
По мировой статистике, если в стране 10-15% населения склонны к организаторской деятельности, то это успешная, высокоэффективная страна. А если меньше 5%, то такая страна не может быть лидером. И, увы, пока Россия ближе ко второй группе. Поэтому нам жизненно необходимо искать лидеров, взращивать их, холить и лелеять.
Почему бы в Петербурге не реализовать программу `Лидеры будущего`? Заручиться поддержкой губернатора и с помощью специалистов отобрать, допустим, 1000 молодых управленцев 22-30 лет, склонных к организаторской деятельности.
Сегодня предприятия испытывают кадровый голод - не найти нужных специалистов. Если будет такая программа, соберется банк данных будущих потенциальных лидеров, вакансии управленцев будут заполняться гораздо эффективнее. Пока такой системной программы в Петербурге, который славился своими лидерскими традициями, нет.
|