Законодательное собрание Ленобласти приняло закон об органах местного самоуправления муниципальных образований. Депутатским колебаниям в оценке различных концепций избрания власти на территориях пришел конец
Теперь ясно, что в октябре состоятся выборы депутатов представительных органов поселений, каждое из которых изберет главу своего муниципального образования. Представительные органы районного уровня будут сформированы из числа глав поселений и депутатов при равном количестве от территорий. Они изберут, в свою очередь, глав МО второго уровня. Впервые глав исполнительной власти поселений и районов предстоит назначать на конкурсной основе, из числа кандидатов, предложенных конкурсными комиссиями. Соответственно работать они будут на контрактной основе.
При такой системе, во-первых, представительная власть получает преимущества выбора населением. А, во-вторых, у менеджеров, хозяйственников появляется больше шансов возглавить местные исполнительные органы, нежели у красноречивых ораторов. Одним белым пятном в муниципальной реформе субъекта РФ стало меньше. Но и осталось их еще немало...
Можно ли списать долги ЖКХ?
В Ленобласти - более 100 муниципальных унитарных предприятий (МУПов). В основном они представляют сферу ЖКХ. При этом кредиторская задолженность МУПов превышает 4 млрд руб., а дебиторская - 2 млрд руб. Многие предприятия уже попали под жесткие налоговые и судебные санкции и могут лишиться имущества.
Отрасль получает обильную бюджетную поддержку. Ежегодно в нее вкладывается до 30-40% средств областного и муниципальных бюджетов. Тем не менее областное ЖКХ стареет быстрее, чем обновляется. Вот только один факт. Износ теплосетей превышает 70%; а чем это может грозить в отопительный сезон, догадаться нетрудно. Положение усугубляется тем, что потребители услуг ЖКХ не спешат оплачивать предъявляемые им счета.
Предотвратить стагнацию отрасли может надвигающаяся реформа местного самоуправления. С начала будущего года по всей стране будут перекрыты вентили прямой бюджетной поддержки ЖКХ. Бюджетные средства станет получать только население, а точнее - потребители коммунальных услуг.
Но потребитель потребителю рознь. Власти будут помогать тем, кто имеет право на такую поддержку. Как известно, сейчас во Всеволожском районе и Сосновом Бору проходит эксперимент, связанный с выплатой некоторым категориям населения области денежных компенсаций вместо льгот по ЖКХ. В ближайшие месяцы этот опыт будет распространен и на другие районы. Кроме того, в бюджете-2005 предусмотрено около 1 млрд руб. на субсидии по оплате услуг отрасли малообеспеченным жителям.
Поменяется и явно не отвечающий требованиям времени механизм работы отрасли. Одно из наиболее многообещающих решений связано с акционированием МУПов и передачей им в собственность либо в долгосрочную аренду всего отраслевого имущества. Районные ОАО, в свою очередь, смогут создавать свои дочерние компании на территориях поселений.
Кстати, именно этим органам предстоит устанавливать для своих территорий тарифы на услуги ЖКХ. Они даже получат право в определенной степени их регулировать. Тарифы, скажем, можно будет утверждать ниже, чем у районного ОАО, при этом доплачивая разницу из своего бюджета.
Однако само по себе акционирование - это еще не панацея для отрасли. В Ленобласти рассчитывают на включение в процесс акционирования серьезных инвесторов. Но инвестиции все-таки пойдут в ЖКХ тогда, когда его долговые обязательства перестанут выглядеть пугающе. И здесь остается уповать на здравый смысл российского правительства в решении вопроса о списании долгов отрасли.
Говорят, впрочем, в Минфине РФ на сей счет преобладает такая точка зрения: мол, одни коммунальные предприятия платили налоги, другие - нет; и теперь уравнивать ситуацию в них несправедливо.
Камни преткновения
В незавидном положении сейчас оказались областные финансисты. В Ленобласти очень тяжело идет работа над формированием бюджетных параметров будущего года. Процесс разграничения полномочий и финансовых ресурсов ломает все привычные методики прогнозов и расчетов.
Вот, к примеру, автодороги области предстоит четко разделить не только на федеральные и региональные, но и на муниципальные. Какие трассы передать районам, какие - поселениям? Вопрос отнюдь не прост. Дело в том, что размер помощи территориям из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований прямо зависит от протяженности автодорог. То есть больше километров дорог - больше, соответственно, и средств бюджетной поддержки. В этих условиях помочь объективно установить территориальную принадлежность дорог мог бы федеральный дорожный классификатор. Но его до сих пор нет; и когда он появится - неизвестно.
Не поступила до сих пор от муниципальных образований и местная информация, позволяющая хотя бы предварительно рассчитать объемы финансирования дорожного хозяйства территорий.
Серьезно предстоит перекроить финансовые ресурсы в сфере здравоохранения, где, похоже, область возьмет на себя функции по оказанию высококвалифицированной специализированной помощи. Для этого намечается организовать несколько межрайонных областных медицинских центров. В то же время территориальные больницы и поликлиники будут закреплены за районами. Первичную медицинскую помощь предстоит возложить на поселения, где действуют амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Весь план реорганизации регионального здравоохранения - в проекте, так что реально перераспределить финансовые ресурсы между бюджетами разных уровней пока не представляется возможным.
Нет четкой определенности, с разграничением по разным уровням управления, в вопросах предоставления бюджетных услуг в сфере социальной защиты населения, с финансовым обеспечением (или приватизацией) реабилитационных центров. Подобных `туманностей` очень много.
Возникает законный вопрос: не слишком ли поспешно страна решается на очередной крутой поворот в своем реформировании?
В реформы окажутся вовлеченными все: и органы управления, и партии, и каждый житель. Причем уже сейчас надо осознать, что на многие новации люди будут реагировать болезненно, остро. Важно постараться, по возможности, предупредить негативное развитие событий. А времени до начала реализации новых принципов местного самоуправления осталось мало. |