Это подтвердилось в конце апреля 2005 года на XX заседании `Конференции гендиректоров железных дорог стран - членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД)`, которое проходило в Вильнюсе. На нем отмечалось, что на ряде направлений грузопотоки подошли к пределу пропускной способности стальных магистралей.
Компания Eesti Raudtee в апреле увеличила перевозки на 8% к аналогичному периоду 2004-го. Основную прибавку обеспечили нефтегрузы (+4,5%), каменный уголь (+33%), минудобрения (+26%) и лес (+17,5%). Транзит вырос на 6,2%. В целом за 4 месяца дорога перевезла 15,56 млн тонн грузов (+3,2%). За тот же срок транспортировки ГАО `Латвияс дзелзцельш` увеличились до 18,5 млн тонн (+6,6%), в основном - за счет транзита.
Рост объемов перевозок в странах Балтии, возможно, не слишком впечатляет. Однако следует иметь в виду, что там ставят цель не столько привлечь дополнительный тоннаж, сколько прибавить маржу. В частности, `Литовские железные дороги` (Lietuvos gelezinkeliai) в 2004 году перевезли 45,5 млн тонн грузов, что всего на 5% больше, чем в 2003-м, однако прибыль увеличилась до $24 млн - в 5,5 раза!
Причем роль обслуживания транзитных потоков увеличивается из-за снижения доли внутренних перевозок по стальным магистралям стран Балтии. Скажем, Октябрьская железная дорога - филиад ОАО `РЖД` в I квартале 2005 года доставила к границе с Латвией 5,4 млн тонн (+19% к аналогичному периоду 2004-го): на 32% увеличился экспорт нефтепродуктов, на 34% - леса, на 77% - лома черных металлов и в 2 раза - стройгрузов.
Грузоперевозки по автотрассам стран Балтии растут настолько, что владельцам фур уже не хватает выданных ранее `дозволов` на пересечение границы с РФ. Из-за этого литовские автоперевозчики собираются даже реализовать экзотический проект контрейлерных перевозок Калининград-Клайпеда-Москва с ответвлением в Петербург. Руководство Lietuvos gelezinkeliai заявило, что доставка фур на железнодорожных платформах по территории РФ заинтересовала и некоторые среднеазиатские страны.
Крупные компании Польши, Латвии и Литвы обратились к российским таможенникам за разрешением присоединиться к программе зеленого коридора в РФ, по которой уже работают, кроме отечественных компаний, 15 операторов Финляндии и Швеции.
Растет грузооборот ведущих морских портов стран Балтии, за исключением Таллина. Перевалка в Риге увеличилась до 7,84 млн тонн (+3,1%), в Вентспилсе - до 10,3 млн тонн (+1,9%). При этом следует иметь в виду, что потенциал роста перевалочных мощностей терминалов этих портов не безграничен. Потому, скажем, в Риге намерены построить 2-3 новых терминала, которые начнут обслуживать флот летом 2007 года.
После ввода в строй новых комплексов ожидается улучшение показателей по грузообороту. Кстати, один из новых терминалов обойдется его владельцу, компании Reta Wood Industries, в 3-5 млн латов. Эта компания, которой принадлежит также фирма Trest Oil Co. (17 АЗС в Латвии), контролируется двумя российскими гражданами, которые сначала собираются довести перевалку нефти на своем комплексе до 1 млн тонн в год.
Доля портов стран Балтии в переработке российского угля достигла почти одной пятой части от всего объема экспорта отечественного угля. Около 13 млн тонн угля (+80% к 2003-му) российской компании `Кузбассразрезуголь` проследовало через Strek - один из стивидорных комплексов Риги. А рядом на терминале `Евроинвест-Л` обрабатывают уголь ОАО `Сибирская угольная энергетическая компания` и ХК `Сибирский деловой союз`.
Под поставки `Кузбассразрезугля` рассчитан новый угольный терминал в Таллине, который начнет работу в июне 2005 года. Там приобретено дорогостоящее оборудование для очистки и дробления угля. Через Таллин угольщики собираются переваливать 5 млн тонн угля ежегодно. И сейчас обсуждают проект создания угольного терминала в Вентспилсе, который также рассчитан на продукцию `Кузбассразрезугля`. |