В середине ноября в Риге состоялось заседание латвийско-белорусской межправительственной комиссии по экономическим, научным и техническим вопросам, по окончании которого был подписан протокол о дальнейшем развитии транспортного сотрудничества.
Документ предусматривает, в частности, повышение пропускной способности пограничных транспортных переходов между Витебской областью и Даугавпилсским районом, что позволит примерно на треть разгрузить российско-латвийские пограничные автопереходы.
По словам руководителей комиссии - государственного секретаря министерства экономики Латвии Каспарса Герхарда и министра экономики Белоруссии Николая Зайченко, обе стороны считают наиболее актуальным направлением сотрудничества модернизацию приграничной транспортной инфраструктуры и налаживание регулярного железнодорожного сообщения между двумя странами.
Последнее выгодно и России, так как именно через Витебскую область возможно железнодорожное сообщение России с Южной Латвией (по магистрали Витебск - Полоцк - Верхнедвинск - Даугавпилс), точнее - с латвийским сектором зоны экономико-экологического и гуманитарного сотрудничества `Даугава - Западная Двина`, в которой участвуют Псковская и Смоленская области.
Магистраль эта работала в российско-белорусско-латвийском сообщении до начала 1990-х годов. Но теперь до Даугавпилса из России добираются в основном так: поездом доезжают до Витебска или Полоцка, а оттуда - автотранспортом или по железной дороге. Минск и Рига решили, в этой связи, модернизировать пограничный железнодорожный участок Бигосово - Индра.
Обе стороны договорились развивать транзит российской нефти и белорусских нефтепродуктов через Вентспилсский порт: именно через Северную Беларусь, включая крупнейший на западе бывшего СССР Новополоцкий нефтехимический комбинат, проходит нефтепровод из России (через Псковскую область) в латвийский порт Вентспилс.
По имеющейся информации, дорабатывается проект параллельной белорусско-латвийской нитки этого трубопровода.
Как рассказал СМИ советник министра сообщения Латвии Георг Лансманис, в ближайшее время не только вырастут автоперевозки между Латвией и Белоруссией, но и будут созданы условия для большего роста автотранзита через Латвию, что существенно уменьшит очереди на латвийско-российской границе. По расчетам латвийских экспертов, как отметил Георг Лансманис, объем пропуска грузов на этой границе можно уменьшить, как минимум, на четверть, а то и на треть за счет роста мощностей транспортных погранпереходов между Латвией и Белоруссией и упрощения транзитных процедур.
- Мы обсудили возможности развития международных и двухсторонних контрейлерных перевозок, с переориентацией их части на железные дороги, - сообщил он. - Вполне возможно, что вскоре станем разрабатывать проект сквозного контейнерного маршрута Украина - Белоруссия - Латвия и далее в Скандинавию.
Некоторые прибалтийские и скандинавские источники сообщают, что этот проект может оказаться в числе приоритетных по линии Евросоюза и Совета сотрудничества стран Балтийского моря: в последнем, напомним, участвуют и Россия с Белоруссией.
До конца 2007 года белорусские и латвийские эксперты обсудят варианты снижения железнодорожных тарифов в двухстороннем и транзитном сообщениях.
|