Одиннадцатая по счету выставка `Норвеком-2004` собрала несколько меньше участников, чем в прошлом году: на ней было представлено около 200 фирм против 250 в 2003-м
Это можно объяснить тем, что 2003 год для рынка информационных технологий оказался весьма насыщенным благодаря вливанию госсредств в ряд проектов на российском рынке. Кроме того, телекоммуникационные компании, операторы мобильной связи, научно-исследовательские институты и представители оборудования надеялись, что презентации помогут им продвинуться в дальнейшем.
Однако 2004 год явно разочаровывает: ожидания притока инвестиций в российскую экономику пока не наблюдается. Наоборот, на тех крупных промышленных предприятиях, которые надеялись вовлечь в оборот представители информационно-компьютерных фирм, вынуждены экономить, а то и вовсе свертывать программы развития электронных сетей.
Как и в 2003-м, на `Норвекоме`, по традиции, доминировал мобильный бизнес. Причем впервые представлена вся тройка национальных сотовых операторов: ранее компания `Вымпелком` упорно игнорировала выставку, а компании `МегаФон` и `МТС` откровенно соперничали друг с другом за внимание публики. Теперь же каждый из сотовых операторов спокойно предлагал посетителям ознакомиться со своими достижения в сфере технологий и с новыми тарифными планами.
Вообще спокойный настрой - отличительная черта нынешнего `Норвекома`. Снижена доля элементов развлечения массового потребителя и увеличена программа, рассчитанная на специалистов. Это подчеркивалось делением экспозиций на два сектора - OPEN (для публики) и PRO (для профессионалов).
Если ранее продавцы сосредотачивали усилия на рекламе оборудования, то теперь акценты явно сместились на аксессуары и комплектующие. И это не случайно: статистика развития отрасли, обнародованная на выставке, свидетельствует о том, что именно в этих секторах рынка в 2004 году ожидают всплеск интереса потребителей.
Неудивительно: связисты так долго и упорно приучали людей больше общаться с помощью телекоммуникационных сетей, что наконец добились успеха. Выросли прибыли не только сотовых операторов, Интернет-провайдеров, но и предприятий электросвязи - на 42,4%, что в конечном итоге и определило общий рост российского рынка информационных технологий в 2003-м, по данным Минсвязи РФ, на 20%.
Гендиректор ОАО `Связьинвест` Валерий Яшин заметил, что очередь на установку телефона в целом по России за год сократилась с 5,3 млн до 3,5 млн человек. Правда, В. Яшин скромно не упомянул вклад московских связистов в этот процесс: в столице и пригородах очередь ускорилась в основном благодаря введению альтернативных коммерческих АТС. Их представители быстро удовлетворяют заявки на установку телефонов, но потом за услугу приходится рассчитываться по расценкам, выше традиционных.
В Петербурге же, судя по данным гендиректора ОАО `Северо-Западный Телеком` Сергея Кузнецова, ситуация хуже: очередь на телефонизацию в 60 тысяч граждан может существенно сократиться не ранее чем через 3-4 года...
Развитие российского рынка связи привлекло на `Норвеком` в 2004 году ведущие фирмы-производители телекоммуникационного оборудования и средств связи. Представители Alcatel, Siemens, APS, NEC, ECI Telecom, Iskratel явно надеялись расширить продажи. Однако в Минсвязи РФ дали понять, что не всем светят контракты. И на `Норвекоме` не присутствовали, например, менеджеры компаний Motorola, Ericsson и Lucent. Зато впервые на выставке появился один из крупнейших американских производителей CDMA-оборудования - Nortel Networks.
Тем не менее нынешняя выставка наводит на размышления о некотором разочаровании участников рынка информационных технологий в конце 2003-го - начале 2004 года. Вроде по итогам года и ожидается новый подъем. Но пока образовалась пауза, которая совпала с переменами в Правительстве РФ. Так что до июля с рынка информационных технологий веет прохладой. А дальше, как ожидается, он будет потихоньку разогреваться.
|