В пальто, примостившись на краешке кресла перед столом потенциального работодателя, соискательница ждала его ответа. `Какой компенсационный пакет? Мне кажется, человек, которому я предлагаю зарплату в $400, может не думать о едином месячном проездном билете. Пришлите мне в понедельник резюме`. Резюме от соискательницы работодатель так и не получил: ни в понедельник, ни во вторник
Происходило это каких-нибудь три года назад. Что изменилось за эти годы в корпоративной культуре отечественных предприятий? Стало ли само понятие `компенсационный (или социальный) пакет` ближе участникам трудовых отношений?
Компании, корпоративная культура которых прямо или косвенно формировалась под воздействием зарубежных традиций, рассматривают социальный пакет как одно из своих конкурентных преимуществ в борьбе на рынке труда. Именно поэтому в таких компаниях, как правило, уделяется большое внимание как составным частям этого набора дополнительных социальных льгот, так и регулярной их корректировке.
Все, как обычно: сравнивают составляющие социального пакета с предложениями других работодателей, оценивают собственный запас прочности, при необходимости - вносят изменения. Предложения по формированию социального пакета рассматриваются параллельно с бюджетом на будущий год.
В зарубежных компаниях набор добавок к уже определенным законодательством для работника социальным льготам стабилен. В сторону расширения или уменьшения он пересматривается крайне редко. В небольших частных отечественных компаниях - все чуть меньше, чуть скромнее, но в основном прослеживаются те же тенденции.
В наиболее распространенный на предприятиях региона социальный пакет входят медицинская страховка, компенсация расходов на транспорт и питание. К нему каждая из компаний добавляет что-то свое. С одной стороны, задача социального пакета проста - удержать сотрудников на предприятии. С другой стороны, это еще и способ повысить мотивацию персонала работать качественно, повышая свой профессиональный уровень.
Социальный пакет, предоставляемый Ford Motor Company, - объемный и одинаков для всех. С первого дня работы на каждого из сотрудников компания оформляет договор на страхование жизни и на добровольное медицинское страхование (ДМС). По желанию сотрудника на льготных условиях могут быть застрахованы и члены его семьи (снижение стоимости такой страховки возможно благодаря заключению корпоративного договора со страховой компанией).
Кроме компенсации затрат на транспорт и организации транспортировки от завода до населенного пункта, где проживают сотрудники, предприятие берет на себя компенсацию стоимости питания. К примеру, за обед в заводской столовой рабочий платит всего 10 рублей.
Когда у специалиста заканчивается испытательный срок, он получает доступ и к другим составляющим социального пакета. Это и приобретение продукции Ford Motor Company на льготных условиях, и обучение за счет предприятия, и возможность повысить свой профессиональный уровень в специальной вечерней школе (повышение разрядности автоматически влечет за собой увеличение основной заработной платы).
По словам Екатерины Кулиненко, координатора по связям с общественностью Ford Motor Company, социальный пакет для компании, характерный для всех предприятий, входящих в нее, - это и демонстрация заботы о своих сотрудниках, и инструмент повышения мотивации одновременно.
`Не на всех предприятиях, работающих в Ленобласти, есть подобная практика, и поэтому нашей компании удается заинтересовать персонал в стабильной, качественной и продолжительной работе на заводе. Так мы становимся более конкурентоспособными на рынке труда`, - сообщила она.
Почему вложения в компенсационные пакеты выгодны с экономической точки зрения и для него как работодателя лично, объяснил Александр Брюхов, директор типографии `Бизнес Формс Групп` (несмотря на название, эта типография - российская и вложены в нее частные деньги).
`Все просто - эти затраты выгодны, - говорит он. - Мне выгодно, чтобы рабочие не опаздывали, а приезжали за 10-15 минут до начала смены, - и я организую доставку сотрудников купленным для этих целей транспортом, приобретая при этом не только спокойно работающий все 8 (12) часов персонал, но и 2 часа рабочего времени ежедневно. А это только за месяц - дополнительные 50-60 часов машинного времени (около полутора миллионов рублей). Мне выгодно, чтобы рабочий, какую бы он зарплату ни получал, был сыт и не снижал производительность, - и я открываю бесплатную для сотрудников столовую. (Если выдать деньгами - не срабатывает, опять начинают экономить и перестают обедать.) Мне выгодно, чтобы потенциально интересный профессионал не уволился с нашего предприятия, - и я помогаю оплатить обучение не только ему, но и его детям. Вкладывая даже в небольшие компенсационные пакеты, мы экономим гораздо большие средства. Например, в прошлом году, проведя вакцинацию, мы весь зимне-весенний период проработали без больничных по причине ОРЗ или гриппа. Значит, выиграли - сумели выполнить все заказы, заработали`.
Кстати, о пользе добровольного медицинского страхования говорят очень многие собственники предприятий. Более социально ориентированные из них, используя только один этот рычаг, решают сразу несколько задач: и поощрения (более широкая программа страхования - для отличившихся), и обеспечение постоянного профессионального роста сотрудников (займешь следующую ступеньку - пойдешь обслуживаться в более престижное медицинское учреждение), и сплочения команды.
Однако все это работает только тогда, когда руководитель способен самостоятельно посчитать свои прибыли и убытки от степени уверенности персонала в завтрашнем дне, от степени его уважения к компании, в которой он сейчас трудится. Пока же, увы, даже в Петербурге ситуация не слишком утешительная: сотрудник одного из банков честно заявил, что никаких компенсационных пакетов у них не предусмотрено. Сэкономил ли в этом случае руководитель на социальных затратах?
|