Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Притяжение социального пакета - ЭиВ N 5 (492)
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Притяжение социального пакета
No. 5 (492) 09.02.2004
Лариса СИДОРИНА
В пальто, примостившись на краешке кресла перед столом потенциального работодателя, соискательница ждала его ответа. `Какой компенсационный пакет? Мне кажется, человек, которому я предлагаю зарплату в $400, может не думать о едином месячном проездном билете. Пришлите мне в понедельник резюме`. Резюме от соискательницы работодатель так и не получил: ни в понедельник, ни во вторник



Происходило это каких-нибудь три года назад. Что изменилось за эти годы в корпоративной культуре отечественных предприятий? Стало ли само понятие `компенсационный (или социальный) пакет` ближе участникам трудовых отношений?

Компании, корпоративная культура которых прямо или косвенно формировалась под воздействием зарубежных традиций, рассматривают социальный пакет как одно из своих конкурентных преимуществ в борьбе на рынке труда. Именно поэтому в таких компаниях, как правило, уделяется большое внимание как составным частям этого набора дополнительных социальных льгот, так и регулярной их корректировке.

Все, как обычно: сравнивают составляющие социального пакета с предложениями других работодателей, оценивают собственный запас прочности, при необходимости - вносят изменения. Предложения по формированию социального пакета рассматриваются параллельно с бюджетом на будущий год.

В зарубежных компаниях набор добавок к уже определенным законодательством для работника социальным льготам стабилен. В сторону расширения или уменьшения он пересматривается крайне редко. В небольших частных отечественных компаниях - все чуть меньше, чуть скромнее, но в основном прослеживаются те же тенденции.

В наиболее распространенный на предприятиях региона социальный пакет входят медицинская страховка, компенсация расходов на транспорт и питание. К нему каждая из компаний добавляет что-то свое. С одной стороны, задача социального пакета проста - удержать сотрудников на предприятии. С другой стороны, это еще и способ повысить мотивацию персонала работать качественно, повышая свой профессиональный уровень.

Социальный пакет, предоставляемый Ford Motor Company, - объемный и одинаков для всех. С первого дня работы на каждого из сотрудников компания оформляет договор на страхование жизни и на добровольное медицинское страхование (ДМС). По желанию сотрудника на льготных условиях могут быть застрахованы и члены его семьи (снижение стоимости такой страховки возможно благодаря заключению корпоративного договора со страховой компанией).

Кроме компенсации затрат на транспорт и организации транспортировки от завода до населенного пункта, где проживают сотрудники, предприятие берет на себя компенсацию стоимости питания. К примеру, за обед в заводской столовой рабочий платит всего 10 рублей.

Когда у специалиста заканчивается испытательный срок, он получает доступ и к другим составляющим социального пакета. Это и приобретение продукции Ford Motor Company на льготных условиях, и обучение за счет предприятия, и возможность повысить свой профессиональный уровень в специальной вечерней школе (повышение разрядности автоматически влечет за собой увеличение основной заработной платы).

По словам Екатерины Кулиненко, координатора по связям с общественностью Ford Motor Company, социальный пакет для компании, характерный для всех предприятий, входящих в нее, - это и демонстрация заботы о своих сотрудниках, и инструмент повышения мотивации одновременно.

`Не на всех предприятиях, работающих в Ленобласти, есть подобная практика, и поэтому нашей компании удается заинтересовать персонал в стабильной, качественной и продолжительной работе на заводе. Так мы становимся более конкурентоспособными на рынке труда`, - сообщила она.

Почему вложения в компенсационные пакеты выгодны с экономической точки зрения и для него как работодателя лично, объяснил Александр Брюхов, директор типографии `Бизнес Формс Групп` (несмотря на название, эта типография - российская и вложены в нее частные деньги).

`Все просто - эти затраты выгодны, - говорит он. - Мне выгодно, чтобы рабочие не опаздывали, а приезжали за 10-15 минут до начала смены, - и я организую доставку сотрудников купленным для этих целей транспортом, приобретая при этом не только спокойно работающий все 8 (12) часов персонал, но и 2 часа рабочего времени ежедневно. А это только за месяц - дополнительные 50-60 часов машинного времени (около полутора миллионов рублей). Мне выгодно, чтобы рабочий, какую бы он зарплату ни получал, был сыт и не снижал производительность, - и я открываю бесплатную для сотрудников столовую. (Если выдать деньгами - не срабатывает, опять начинают экономить и перестают обедать.) Мне выгодно, чтобы потенциально интересный профессионал не уволился с нашего предприятия, - и я помогаю оплатить обучение не только ему, но и его детям. Вкладывая даже в небольшие компенсационные пакеты, мы экономим гораздо большие средства. Например, в прошлом году, проведя вакцинацию, мы весь зимне-весенний период проработали без больничных по причине ОРЗ или гриппа. Значит, выиграли - сумели выполнить все заказы, заработали`.

Кстати, о пользе добровольного медицинского страхования говорят очень многие собственники предприятий. Более социально ориентированные из них, используя только один этот рычаг, решают сразу несколько задач: и поощрения (более широкая программа страхования - для отличившихся), и обеспечение постоянного профессионального роста сотрудников (займешь следующую ступеньку - пойдешь обслуживаться в более престижное медицинское учреждение), и сплочения команды.

Однако все это работает только тогда, когда руководитель способен самостоятельно посчитать свои прибыли и убытки от степени уверенности персонала в завтрашнем дне, от степени его уважения к компании, в которой он сейчас трудится. Пока же, увы, даже в Петербурге ситуация не слишком утешительная: сотрудник одного из банков честно заявил, что никаких компенсационных пакетов у них не предусмотрено. Сэкономил ли в этом случае руководитель на социальных затратах?



Другие материалы рубрики
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
03.12.07Где искать лидеров бизнеса?
03.12.07Деловой форум промышленников и HR
03.12.07В `Невской ратуше` соберутся чиновники и бизнесмены
03.12.07Трасса будущего или транспорт для избранных?
16.04.07Анкор: новый акцент брэнда
16.04.07Совет директоров `Ленэнерго` утвердил бизнес-план
16.04.07Поворот в стиле фэшн
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru