Мариинский театр продолжает удивлять премьерами. После декабрьского `выхода в свет` оперы Камиля Сен-Санса `Самсон и Далила` следует другая оригинальная постановка. На сей раз впервые в России Мариинка представляет 2 февраля оперу Рихарда Штрауса `Ариадна на Наксосе` (художественный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев).
У Рихарда Штрауса, сына знаменитого короля вальса, несколько опер, но `Ариадну` и `Саломею` ставят чаще других. `Саломею` уже дважды ставили в театре, а вот `Ариадна на Наксосе` звучала в Мариинском лишь в концертном исполнении.
В первой редакции шедевр Р. Штрауса и драматурга Гуго фон Гофмансталя представлял собой соединение комедии Мольера `Мещанин во дворянстве` с оперой на мифологический сюжет, которой Журден в финале развлекает гостей. Но в таком виде опера не имела успеха. Через четыре года Гофмансталь и Штраус решились `на операцию` (по выражению композитора) и заменили `Мещанина во дворянстве` на Пролог.
Сегодня музыкальные критики считают эту оперу самой театральной из опер Р. Штрауса: она дает возможность заглянуть за кулисы оперного представления в прологе, где разворачивается драма композитора, вынужденного по прихоти богатого хозяина дома в серьезную оперу на сюжет мифа об Ариадне ввести персонажей площадной комедии дель арте. Так во второй части оперы встречаются Ариадна, тоскующая по возлюбленному, и легкомысленная Цербинетта, воспевающая влюбленность на миг, верность на мгновение. В музыке `Ариадны` слышны и вагнеровские темы, и напоминания из Беллини и Доницетти, и моцартовская ясность.
В России сценическая версия оперы появилась почти 90 лет спустя после ее создания.
|