Директору Государственного Русского музея Владимиру Гусеву 25 апреля исполнилось 60 лет. Более четверти века из них связано с Русским музеем. Сюда он пришел в 1978-м, а через 10 лет коллективом ГРМ был избран директором
Для того чтобы понять суть явления по фамилии Гусев в культурной жизни страны, нужно сначала взглянуть на карту Петербурга и определить, насколько увеличилось музейное пространство города за счет экспансии Русского. Помимо Михайловского дворца, в котором Русский музей императора Александра III открылся 19 марта 1898 года, и примкнувшего вскоре к нему корпуса Бенуа, названного так по фамилии архитектора Леонтия Бенуа, ныне музею принадлежат Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы и с недавних пор - Летний сад.
Петербург - самый европейский город России - заметно обрусел. Да разве только Петербург? Страна! Филиалы Русского музея, открывшиеся в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Петрозаводске, Мурманске, Калининграде и недавно в Перми, - это ли не свидетельство настоящей русификации России, которой радуется сердце каждого россиянина.
И все это произошло и происходит в эпоху Гусева, да простит мне юбиляр столь патетическое определение времени его правления в музее, которое, надо надеяться, продлится еще долго. Почему Владимир Александрович должен прощать лестные слова, спросите вы? Да потому что, как настоящий интеллигент, не любит он громких фраз, помпы.
В отличие от многих людей, родившихся в провинции (Владимир Александрович родом из Калинина, то бишь Твери) и добившихся высоких постов и титулов в Москве или Петербурге, он не заболел свойственным двум российским столицам снобизмом, оставшись в самом хорошем смысле простым и доступным человеком.
Не знаю, как другие, но коллеги-журналисты согласятся, что в их среде высокопоставленному человеку завоевать всеобщую любовь и уважение непросто. О Владимире Александровиче мнения только самые хорошие. Среди его основных положительных черт - интеллигентность.
Помню, в детстве нас убеждали, что интеллигентность, воспитанность, заключается не в том, чтобы не пролить суп на стол, а в том, чтобы не заметить, как это сделал другой, дабы не пристыдить прилюдно человека. Так вот, Владимир Александрович никогда не ставит собеседника в неловкое положение.
Как-то, разговаривая с ним, я назвал его по собственной невнимательности Владимиром Ивановичем. Гусев спокойно ответил на мои вопросы, не поправив ни разу. Ну Иваныч, так Иваныч. Когда я рассказал об этом коллеге, она вспомнила такую же историю. Делая большое интервью для радио, она постоянно обращалась к нему `Владимир Алексеевич`. В студии пришла в ужас - из-за ошибки с отчеством все нужно было переделывать. `Почему же вы не поправили меня?` - спросила она Владимира Александровича. Он ответил: `Не мог поставить вас в неловкое положение`.
И это - свидетельство его интеллигентности. Настоящей, непоказной. Настоящая интеллигентность на самом деле - редкое качество. Сегодня, по крайней мере. Что касается юбиляра, то это его качество обусловлено его взглядами и убеждениями, которых он, также в отличие от многих, не менял и не меняет в зависимости от линии правительства.
Несколько лет назад, когда я брал у Владимира Александровича интервью, он так сказал по поводу столичного снобизма и душевности, духовности провинции: `Столица всегда самодостаточна и жестока. Это в полной мере присутствует как в Москве, так и в Петербурге. В то же время в двух столицах резко обозначилось падение культурного и образовательного уровня, ощутимо засилье безграмотности, самодеятельности и непрофессионализма. В провинции этого нет, поскольку там присутствует некоторая стабильность, нет резких скачков. Провинция жила и живет сама по себе, не вступая в ненужные баталии, что происходят прежде всего в пределах Садового кольца, но шум от которых слышится у самых околиц необъятной России. Эти баталии, к счастью, далеки от провинции, но, к сожалению, так же далеки и финансовые источники. Однако провинциальные музеи ухитряются радоваться жизни и еще что-то делать! В этом, по-моему, и выражается нравственный уровень культуры, ее неполитизированности, что всегда характеризовало провинцию. Это, к счастью, остается и сейчас. Потому на провинцию не только можно, но и должно равняться`.
Сказанное Владимир Александрович подкрепляет делами. Не счесть выставок в Русском музее, на них привозят превосходные произведения искусства из провинциальных музеев, о которых некоторые люди, считающие себя знатоками и тонкими ценителями прекрасного, и слыхом не слыхивали. Узнают. Ахают. И потом стремятся в российскую глубинку посмотреть, что же это за чудо-городок, откуда прибыл шедевр знаменитого художника или скульптора. Так познают Россию.
В свою очередь ГРМ был и остается головным музеем для двухсот пятидесяти российских музеев, в нем ежегодно проходят стажировку музейные работники из провинции. Так русеет Россия.
Главное в жизни Владимира Александровича Гусева - это дело, которому он служит, а служит он идеалам добра и красоты. Да будет так и впредь! Долго-долго. |