Только что закончившиеся выборы в Госдуму высветили множество болезненных социальных вопросов, которые приходится решать во всех уголках России, включая крупные города, где они обретают зачастую более острый - по сравнению с глубинкой - характер
К таким болевым точкам относится сфера опеки и попечительства над несовершеннолетними. В Петербурге, например, из года в год увеличивается число детей, остающихся по каким-то причинам без родительского пригляда. В этих условиях заботу о ребенке вынужденно берут на себя органы опеки и попечительства. Согласно статье 38 Конституции РФ `материнство и детство, семья находятся под защитой государства`, а статья 72 добавляет, что защита семьи, материнства, отцовства и детства является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В то же время немалая роль отводится и муниципальным органам.
На берегах Невы именно местные советы - главные звенья опеки и попечительства, однако муниципалитетами дело не ограничивается. Государственная власть тоже не отказалась от определенных полномочий в этой деликатной сфере. Так, Комитет по образованию администрации Петербурга курирует сирот, проживающих в детских домах. Комитет по здравоохранению отвечает за малышей, прикрепленных к домам ребенка. Комитету по труду и социальной защите поручены детские приюты. ГУВД занят уличными беспризорниками. Кроме того, существуют комиссии по делам несовершеннолетних.
А проблемы, тем не менее, растут, как снежный ком. В северной столице уже тысячи неприкаянных подростков, от которых можно ждать чего угодно. Выходит, у семи нянек дитя без глазу, а иногда случается, что и до няньки не добраться: ребенок порою не нужен ни одному из почтенных профильных ведомств.
Почему складывается такая ненормальная ситуация? Корень зла, убеждена депутат Наталия Евдокимова, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам петербургского Законодательного собрания, состоит в том, что до сих пор не продуман механизм, при содействии коего можно координировать работу заинтересованных структур и подключать к делу все 111 муниципальных образований.
Выход, однако, есть. Комиссия ЗС подготовила законопроект, регулирующий деятельность местного самоуправления в области опеки и попечительства. Документ, принятый в Собрании за основу, позволяет муниципалитетам осуществлять функции соответствующих служб - в жесткой увязке с органами власти. Цель важна и благородна: всесторонне защищать права и законные интересы несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, на территории Петербурга и с учетом его особенностей, разумеется, с использованием полномочий, которые предоставлены регионам федеральным законодательством.
По словам Н. Евдокимовой, проект закона готовили в течение трех лет: сказывались трения и противоречия между двумя ветвями власти, а также сложность данной темы. Понятно, что в этот период не стояла на месте и общероссийская правовая база, поэтому предстоит подкорректировать сам городской акт.
Вместе с тем в законопроекте будут сохранены все обязанности местного самоуправления как института, максимально приближенного к потребностям граждан, в сфере опеки и попечительства. Муниципальные сотрудники смогут выявлять и учитывать сирот, детей, оставшихся без родительского надзора, и несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, по месту их фактического проживания. Они станут, по необходимости, устраивать ребенка в специализированные заведения и оказывать ему иную социальную помощь.
На муниципалитеты ляжет немалая ответственность за профилактику безнадзорности и правонарушений, за подготовку документов, которые позволят устанавливать опеку или попечительство, помогать в усыновлении либо устройстве в приемную семью сирот и детей, потерявших родителей. При отсутствии такой возможности местные советы должны будут подбирать для несовершеннолетних образовательные, лечебные или трудовые учреждения.
Следует упомянуть, что подобные мероприятия подразумевают охрану имущественных, а равно личных неимущественных прав и интересов детей и подростков, если опекун (попечитель) вознамерится использовать свои полномочия в корыстных целях или оставит подопечного без должной заботы.
Есть и другие функции муниципальных органов, способные наладить жизнь безнадзорного ребенка. Словом, законопроект - в случае, конечно, его утверждения в Мариинском дворце и подписания в Смольном - улучшит работу всех ведомств, которые призваны отстаивать интересы обделенных судьбой детей.
|