В пресс-центре ИТАР-ТАСС подвели итоги минувшего года участники проекта `Тайны затонувших кораблей`. За это время ученые Института истории материальной культуры РАН и съемочная группа провели восемь подводных экспедиций в Финском заливе и на Ладожском озере.
В проекте задействовано больше полусотни человек, называющих себя технодайверами. Они способны работать на 50-метровой глубине при полуметровой видимости и температуре, не превышающей два градуса. Стоит каждая экспедиция несколько десятков тысяч долларов. Например, при погружениях используется уникальная аппаратура, которой не располагает даже морская служба МЧС. Поэтому осуществить столь грандиозный проект удалось лишь благодаря генспонсорству Газпрома.
За сезон 2003 года было исследовано 23 затонувших корабля, на 8 из которых удалось составить подробные научные паспорта.
Одной из самых ценных исторических находок можно считать яхту шведского короля Густава III `Aurora`, затонувшую в гигантском Выборгском сражении в 1790 году. В нем участвовало 550 кораблей, 100 из которых затонули.
Также был тщательно исследован 57-пушечный парусно-винтовой фрегат `Олегъ`. Он затонул в течение нескольких минут и прекрасно сохранился. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков считает, что пора создать в Петербурге Музей морской археологии. Существует же в Калининграде современный федеральный Музей Мирового океана. Шведы, к примеру, подняли старинное судно, отреставрировали и сделали из него прекрасный музей `Васа`.
Наш уникальный памятник-корабль `Олегъ` вполне подошел бы для подобной роли и мог бы приносить неплохой доход. Пока же многие старинные морские экспонаты элементарно разрушаются при бессистемном хранении в Выборгском замке.
Возможно, должна быть инициирована государственная программа по подъему и сохранению `Авроры`. Почему бы в данном случае не привлечь шведский капитал? Экспедиция, кстати, нашла и отлично сохранившийся норвежский барк. В данном случае есть о чем подумать норвежскому правительству.
Загвоздка лишь в том, что на линии Петербург-Гогланд с войны осталось более 45 тысяч придонных мин. Поэтому в Финском заливе даже запрещено бросать якорь.
Наверно, существуют и другие военно-морские тайны, которые до сих пор опасается раскрывать иностранным державам российская сторона. По этой причине и совместные подводные работы должны пройти немало согласований.
|