В ЦНИИ `Электроприбор` прошла X Международная конференция по интегрированным навигационным системам. Конференция проводилась под патронатом Научного совета РАН по проблемам управления движением и навигации при поддержке Международной общественной организации `Академия навигации и управления движением`, Американского института аэронавтики и астронавтики, Ассоциации астронавтики и аэронавтики Франции и Французского института навигации
Вопросы навигации, определения местоположения и выбора направления движения относятся к числу тех, что волнуют человечество уже на протяжении многих столетий.
ЦНИИ `Электроприбор` ведет свою историю от военно-морской части завода `Электроприбор`, где в 1930-е годы были разработаны первые отечественные гироскопические приборы для флота и авиации. К началу 1960-х годов здесь начали выпускать навигационные комплексы для подводных лодок и надводных кораблей.
Наиболее сложной задачей, поставленной перед ЦНИИ `Электроприбор`, было обеспечение навигационными данными подводных лодок без нарушения их скрытности. Для традиционной ориентации по звездам субмарина должна всплыть, что раскрывало бы ее положение противнику. Поэтому необходимо было найти другие возможности ориентации в пространстве.
В отличие от фронтовой авиации, находящейся в воздухе несколько часов, или стратегической, выполняющей полет в течение суток, подводная лодка находится в походе месяцами, и поэтому накапливающаяся погрешность навигационных средств должна быть минимальной. Для решения этой задачи в институте разработаны уникальные технологии и оборудование.
- Отечественные разработки в области навигации не уступают тому, чего достигли специалисты ведущих западных стран, - считает директор ГНЦ РФ - ЦНИИ `Электроприбор` доктор технических наук Владимир Пешехонов. - Об этом можно судить в той степени, в которой нам известны последние достижения зарубежных коллег. Нужно учитывать, что мы работаем в отрасли, которая представляет государственные интересы. Тем не менее есть уверенность, что характеристики создаваемой нами аппаратуры не ниже, а иногда превосходят зарубежные аналоги.
Долгие годы нашей бедой было низкое качество отечественной электроники и вычислительной техники. Сегодня мы располагаем самой современной элементной базой.
- Снижение уровня секретности ваших разработок сыграло положительную роль?
- Разумеется, мы не знакомим широкую публику со всеми нашими работами. Тем не менее установились хорошие связи со многими мировыми научными центрами. Высокоточное навигационное оборудование выпускают около 20 отечественных фирм, а среднеточное - и того больше, но в своей отрасли мы остаемся лидерами.
В институте ведутся серьезные научные разработки. Не случайно высокий уровень X Международной конференции по интегрированным навигационным системам, представительство на ней наших и зарубежных специалистов позволили включить это мероприятие в программу празднования 300-летия города.
- Какие направления вашей работы сегодня наиболее актуальны?
- Ни одна атомная или дизельная подводная лодка, которая строится в России, не обходится без нашего навигационного комплекса. Для более эффективного развития и расширения тематики работ мы в значительной степени диверсифицировались, в состав института вошло КБ `Связьморпроект`.
Сегодня мы поставляем заказчикам не только навигационное оборудование, но и комплексы связи, системы управления. Одна из наших последних разработок была представлена на нынешнем Морском салоне. Впервые мы показываем совершенно новый перископный комплекс для подводных лодок. В этой области мы серьезно отставали от конкурентов, но сейчас это отставание ликвидировано.
- В какие страны идут поставки навигационного оборудования?
- В первую очередь, в Китай и Индию. Наши гравиметры работают на норвежских гидрографических судах и судах других стран.
- Считается, что судостроение, особенно военное, - достаточно консервативная отрасль и зачастую на строящиеся суда устанавливают уже устаревшее оборудование.
- Это не совсем так. Другое дело, что корабль строится довольно долго, и за это время происходит моральное старение устанавливаемой на него аппаратуры. Тем не менее есть методики, которые позволяют разрабатывать технику, вносить в нее усовершенствования в ходе строительства судна. У нас не может быть серийного производства. Все наши разработки делают под каждый конкретный заказ.
Во всем мире строится не так много кораблей, и все они оснащаются фактически уникальным оборудованием. На трех строящихся сегодня в Петербурге фрегатах для Индии и двух эсминцах для Китая будет стоять, кстати, также наше оборудование.
- С началом перестройки многие научные и производственные фирмы претерпели существенные изменения, раздробились на отдельные мелкие подразделения, которым не всегда удавалось выживать. Ваш институт избежал такой участи?
- Мы сознательно пошли на то, чтобы сохранить ЦНИИ `Электроприбор` как единое целое, не создавая новых структур и дочерних предприятий. Главное - нам удалось сохранить основной костяк ведущих специалистов, а значит, и потенциал института в целом.
Мы обеспечиваем хорошие условия работы сотрудников, а когда они решают уйти на пенсию, то либо выплачиваем достойное выходное пособие, либо, вложив значительные средства в негосударственный пенсионный фонд, обеспечиваем пожизненную дополнительную пенсию, которая значительно больше государственной.
- А как обстоят дела с притоком новых кадров?
- Сейчас у нас число пенсионеров равно числу молодых специалистов. Последние шесть лет, когда стабилизировалась заработная плата, к нам охотно идут выпускники петербургских вузов.
|