Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Выбор курса - ЭиВ N 39 (476)
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
Выбор курса
No. 39 (476) 13.10.2003
Александр БЕЛИКОВ
В ЦНИИ `Электроприбор` прошла X Международная конференция по интегрированным навигационным системам. Конференция проводилась под патронатом Научного совета РАН по проблемам управления движением и навигации при поддержке Международной общественной организации `Академия навигации и управления движением`, Американского института аэронавтики и астронавтики, Ассоциации астронавтики и аэронавтики Франции и Французского института навигации



Вопросы навигации, определения местоположения и выбора направления движения относятся к числу тех, что волнуют человечество уже на протяжении многих столетий.

ЦНИИ `Электроприбор` ведет свою историю от военно-морской части завода `Электроприбор`, где в 1930-е годы были разработаны первые отечественные гироскопические приборы для флота и авиации. К началу 1960-х годов здесь начали выпускать навигационные комплексы для подводных лодок и надводных кораблей.

Наиболее сложной задачей, поставленной перед ЦНИИ `Электроприбор`, было обеспечение навигационными данными подводных лодок без нарушения их скрытности. Для традиционной ориентации по звездам субмарина должна всплыть, что раскрывало бы ее положение противнику. Поэтому необходимо было найти другие возможности ориентации в пространстве.

В отличие от фронтовой авиации, находящейся в воздухе несколько часов, или стратегической, выполняющей полет в течение суток, подводная лодка находится в походе месяцами, и поэтому накапливающаяся погрешность навигационных средств должна быть минимальной. Для решения этой задачи в институте разработаны уникальные технологии и оборудование.

- Отечественные разработки в области навигации не уступают тому, чего достигли специалисты ведущих западных стран, - считает директор ГНЦ РФ - ЦНИИ `Электроприбор` доктор технических наук Владимир Пешехонов. - Об этом можно судить в той степени, в которой нам известны последние достижения зарубежных коллег. Нужно учитывать, что мы работаем в отрасли, которая представляет государственные интересы. Тем не менее есть уверенность, что характеристики создаваемой нами аппаратуры не ниже, а иногда превосходят зарубежные аналоги.

Долгие годы нашей бедой было низкое качество отечественной электроники и вычислительной техники. Сегодня мы располагаем самой современной элементной базой.

- Снижение уровня секретности ваших разработок сыграло положительную роль?

- Разумеется, мы не знакомим широкую публику со всеми нашими работами. Тем не менее установились хорошие связи со многими мировыми научными центрами. Высокоточное навигационное оборудование выпускают около 20 отечественных фирм, а среднеточное - и того больше, но в своей отрасли мы остаемся лидерами.

В институте ведутся серьезные научные разработки. Не случайно высокий уровень X Международной конференции по интегрированным навигационным системам, представительство на ней наших и зарубежных специалистов позволили включить это мероприятие в программу празднования 300-летия города.

- Какие направления вашей работы сегодня наиболее актуальны?

- Ни одна атомная или дизельная подводная лодка, которая строится в России, не обходится без нашего навигационного комплекса. Для более эффективного развития и расширения тематики работ мы в значительной степени диверсифицировались, в состав института вошло КБ `Связьморпроект`.

Сегодня мы поставляем заказчикам не только навигационное оборудование, но и комплексы связи, системы управления. Одна из наших последних разработок была представлена на нынешнем Морском салоне. Впервые мы показываем совершенно новый перископный комплекс для подводных лодок. В этой области мы серьезно отставали от конкурентов, но сейчас это отставание ликвидировано.

- В какие страны идут поставки навигационного оборудования?

- В первую очередь, в Китай и Индию. Наши гравиметры работают на норвежских гидрографических судах и судах других стран.

- Считается, что судостроение, особенно военное, - достаточно консервативная отрасль и зачастую на строящиеся суда устанавливают уже устаревшее оборудование.

- Это не совсем так. Другое дело, что корабль строится довольно долго, и за это время происходит моральное старение устанавливаемой на него аппаратуры. Тем не менее есть методики, которые позволяют разрабатывать технику, вносить в нее усовершенствования в ходе строительства судна. У нас не может быть серийного производства. Все наши разработки делают под каждый конкретный заказ.

Во всем мире строится не так много кораблей, и все они оснащаются фактически уникальным оборудованием. На трех строящихся сегодня в Петербурге фрегатах для Индии и двух эсминцах для Китая будет стоять, кстати, также наше оборудование.

- С началом перестройки многие научные и производственные фирмы претерпели существенные изменения, раздробились на отдельные мелкие подразделения, которым не всегда удавалось выживать. Ваш институт избежал такой участи?

- Мы сознательно пошли на то, чтобы сохранить ЦНИИ `Электроприбор` как единое целое, не создавая новых структур и дочерних предприятий. Главное - нам удалось сохранить основной костяк ведущих специалистов, а значит, и потенциал института в целом.

Мы обеспечиваем хорошие условия работы сотрудников, а когда они решают уйти на пенсию, то либо выплачиваем достойное выходное пособие, либо, вложив значительные средства в негосударственный пенсионный фонд, обеспечиваем пожизненную дополнительную пенсию, которая значительно больше государственной.

- А как обстоят дела с притоком новых кадров?

- Сейчас у нас число пенсионеров равно числу молодых специалистов. Последние шесть лет, когда стабилизировалась заработная плата, к нам охотно идут выпускники петербургских вузов.

Другие материалы рубрики
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
08.12.08Коротко
08.12.08Арктические «лабиринты»
Страны-конкуренты России не намерены отказываться
от богатых нефтью и газом акваторий Северного Ледовитого океана
08.12.08Штокман нашел нишу для малого бизнеса
10.11.08Пожарная рокировка
С 1 января в России пожарных инспекторов заменят пожарные аудиторы
10.11.08Коротко
13.10.08Коэффициент нагрузки
13.10.08Перспективы пока туманны
В Великом Новгороде в рамках выставки `Город. Ресурсы. Энергетика` состоялась первая межрегиональная конференция `Энергоресурсосбережение. Опыт и перспективы`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru