Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Новеллы `Устава железнодорожного транспорта РФ` - ЭиВ N 38 (475)
ПРАВО И ПРАКТИКА
Новеллы `Устава железнодорожного транспорта РФ`
No. 38 (475) 06.10.2003
Анна КОЛПАКОВА
Продолжаем публикацию комментария к главам `Устава железнодорожного транспорта РФ` (читайте `ЭВ` N 36, 37)



Регулирование перевозок грузов

в прямом смешанном сообщении

Во-первых, новым Уставом в данном разделе не предусмотрена ответственность грузоотправителя, а также таможенных и пограничных органов за задержку вагонов в пунктах перевалки, которая ранее содержалась в ст. 84 ТУЖД.

Во-вторых, существенно изменяются положения об ответственности за нарушение сроков доставки грузов в прямом смешанном сообщении, а также за несохранность груза. Ответственность несет не сторона, по вине которой допущено нарушение, а перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Впоследствии этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущено то или иное нарушение (ст. 75, 79 УЖДТ).

Также вносятся коррективы в порядок взаимодействия перевозчиков с организациями иных видов транспорта. Так, грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении, при передаче их с одного вида транспорта на другой взвешиваются по требованию принимающей стороны.

Сроки начала приема грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации по новому Уставу порты должны сообщать в средства массовой информации, МПС РФ и другие федеральные органы исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта не менее чем за двадцать дней до даты открытия навигации или ее закрытия (ст. 71 Устава). Это существенное изменение, поскольку старый Транспортный устав вообще не устанавливал сроков, и порядок извещения был иным.

Также новый Устав предусматривает, что расчеты за подачу и уборку вагонов в портах локомотивами, не принадлежащими порту, осуществляются между портом и перевозчиком согласно отдельному договору. Затем сумма, уплаченная портом перевозчику, включается в перевозочные документы и возмещается порту грузополучателем (ст. 76 Устава). Точно также соответствующим договором регулируется и ответственность перевозчика за сверхнормативный простой речных судов вследствие неподачи вагонов (ст. 78 Устава). Ранее такая ответственность предусматривалась ТУЖД.



Перевозки пассажиров,

багажа, грузобагажа

Глава 6 нового Устава, наверное, станет самой революционной из всех, поскольку существенно улучшает положение пассажиров по сравнению со старым Транспортным уставом.

Во-первых, в новом Уставе прямо прописано право пассажиров на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами (ст. 80 Устава).

Во-вторых, сокращены предельные сроки возврата билетов для проезда в поездах дальнего следования. При возврате билета пассажир имеет право:

- не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты (раньше было 15 часов);

- менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты (раньше было не менее чем за 4 часа);

- менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (раньше было менее чем за 4 часа) (ст. 83 Устава).

Пассажир вправе получить полную стоимость проезда и в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час. А вот особый порядок продажи билетов по предварительным заявкам организаций и возврата таких билетов из нового Устава исключен, то есть и для организаций, и для отдельных пассажиров он теперь будет одинаковым.

В-третьих, новый Устав предусматривает возможность восстановления билета, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде. По старому Транспортному уставу утерянные или испорченные проездные документы не восстанавливались и уплаченные за них деньги не возвращались.

В-четвертых, Устав предусматривает, что за выдачу справок о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Пока еще в действующих правилах перевозок пассажиров и нормативных актах МПС РФ порядок взимания платы и ее размеры не определены.

Что касается перевозок багажа и грузобагажа, то в новом Уставе предусмотрено, что продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозят в качестве багажа, грузобагажа без объявления ценности; а грузобагаж принимают для перевозки в случае, если после погрузки багажа остается место для перевозки грузобагажа. При этом перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресовка не допускаются (ст. 86, 87 Устава). Следует отметить, что по старому Транспортному уставу перегрузка грузобагажа не только допускалась, но и указывалось, что срок доставки грузобагажа при перегрузке должен увеличиваться на двое суток. Теперь осталось только положение об увеличении срока доставки багажа при его перегрузке на одни сутки. Кроме того, появилась норма о том, что если перегрузка багажа с одной железнодорожной станции на другую производится с использованием автомобилей, срок доставки должен увеличиваться на двое суток, и такая перегрузка может осуществляться только по соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату (ст. 89 Устава).

Как и по ТУЖД, согласно новому Уставу багаж должен выдаваться на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета). Однако теперь багаж можно получить и без предъявления билета, уплатив перевозчику дополнительную плату в размере разницы между стоимостью провоза грузобагажа и стоимостью провоза багажа. Подтверждением выдачи багажа является подпись пассажира, получателя в багажной квитанции, а грузобагажа - подпись получателя в дорожной грузобагажной ведомости. За хранение багажа, грузобагажа сверх срока, указанного новым Уставом, пассажир (получатель) должен будет возместить перевозчику все связанные с этим расходы, а не плату, определяемую правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, как это было предусмотрено ТУЖД (ст. 90 Устава).

И, наконец, новый Устав предусмотрел способ обеспечения исполнения пассажиром (получателем) обязательства по внесению платежей за перевозку багажа, грузобагажа: в случае невыполнения этой обязанности перевозчик вправе удержать багаж, грузобагаж и реализовать их в порядке, установленном новым Уставом для реализации грузов. В таком же порядке реализуются и невостребованные багаж, грузобагаж, а также забытая ручная кладь.

К сожалению, новый Устав не указывает конкретных сроков, по истечении которых багаж признается невостребованным, а лишь ссылается на правила оказания услуг по перевозкам пассажиров. В действующих правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров таких сроков на сегодня нет, поскольку ранее они содержались в самом Транспортном уставе, а данные правила были приняты в 1999 году на основе ТУЖД.

(Продолжение читайте

в следующих номерах нашей газеты)

Другие материалы рубрики
ПРАВО И ПРАКТИКА
20.10.08Интерактивная `пилюля` от бюрократизма
20.10.08Против лома есть приемы
20.10.08Коротко
18.08.08Коротко
18.08.08Ошиблись... на 300 тысяч
Псковские судебные приставы не выпускали должников за границу
11.08.08Рыбакам велено ждать на берегу
11.08.08Коротко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru