Балтийские столицы высокими темпами `укомплектовываются` гипер- и супермаркетами. Сети скандинавских и германских торговых гигантов расставляются во всех более-менее крупных городах республик. С виду безлюдные маркет гиганты накручивают не свойственные этим странам торговые обороты
В Латвии, по данным статистики, весной этого года население оставило в магазинах на 12% больше денег, чем за такой же период прошлого года (ежегодный прирост превышает 10%). В таллинских крупных универмагах рост товарооборота не ниже 14%.
Если в Литве и Латвии, судя по статистике, появились симптомы снижения потребительских аппетитов, то в Эстонии строительство общества потребления идет с нарастающим темпом.
Торговый бум, по оценкам экономистов, стимулируют снижение налогов и разнообразные программы кредитования, включая лизинг. В ряде эстонских банков кредитная ставка на строительство и приобретение жилья снижена до 4-5%.
По ряду потребительских позиций кредитные тарифы в Эстонии ниже, чем в ЕС. Эстонское правительство уже получило предупреждение Международного валютного фонда, что 15%-й дефицит госбюджета (I квартал 2003 г.), напрямую связанный с внешнеторговым дефицитом, - опасный экономический показатель, напоминающий о необходимости ограничения уровня потребления. Однако приток иностранных инвестиций в экономику Эстонии внушает уверенность ее руководству.
Специалисты Института экономики латвийской Академии наук не скрывают скептицизма по поводу балтийского потребительского бума. Десятипроцентный рост потребления, не сравнимый с ростом ВВП (во всех странах среднегодовой уровень ниже 7%), создает угрозу для платежных балансов государств.
Руками собственных граждан страны влезают в долги, увеличивая объем потребления и не наращивая при этом объем производства и экспорта. Между тем гигантские торговые центры занимают все больше пустырей и бывших промзон в балтийских столицах, заманивая покупателей `пакетами` (огромный ассортимент на все случаи жизни) и `акциями` (локальные скидки, сбивающие цены).
Покупки делают даже любопытствующие, что говорить о формирующемся среднем сословии, для неожиданно разбогатевших представителей которого стало хорошим тоном заполнить багажник продуктами не только на уик-энд.
Национальная предприимчивость подвигла литовскую компанию Vilniaus Prekyba по аналогии со скандинавами двинуть собственные торговые сети к соседям. В Латвии растет число супермаркетов Maxima и магазинов для менее обеспеченных Т-Market.
Вторая волна экспансии литовских торговцев-инвесторов - в Польшу. Литовцы намерены в нынешнем году занять 30% латвийского торгового рынка, у скандинавских игроков амбиции еще сильнее.
В странах Балтии формируется культ потребления и пропагандируется стиль жизни в кредит. Однако в Европе с устойчивой экономикой рост торговых оборотов подкреплен сбалансированным развитием национального производства, в странах Балтии - пока только страстным желанием приобщиться к западному рынку.
|