В рамках Международного военно-морского салона ГНЦ ЦНИИ `Электроприбор` представил свои новейшие разработки в области высокоточной навигации, систем наблюдения и морской связи
Директор института Владимир Пешехонов особенно обратил внимание на впервые созданный в России унифицированный перископный комплекс для подводных лодок `Парус-98`, по характеристикам ни в чем не уступающий мировым аналогам.
В нашей стране уже делались попытки его разработки 20 лет назад. Сегодня `Парус-98` удалось создать лишь при участии таких известных отечественных предприятий, как ЦНИИ `Гранит`, ЦНИИ `Комета`, ЦКБ `Фотон`. С его помощью можно не только вести круглосуточное наблюдение, но и обнаружить опасные для подлодки радиосигналы. Комплекс соответствует натовским стандартам, и `Электроприбор` планирует начать его поставки уже в этом году.
Конкурентами петербуржцев по разработке подобных комплексов выступают американская компания Collmorgen, английская Pilkington Optronics, Zeiss (Германия). Главным же конкурентом г-н Пешехонов считает французскую фирму SAGEM. Однако к главным достоинствам петербургской модели можно отнести ее более низкую цену, по сравнению с западными аналогами, стоящими $12-20 млн.
Впервые в России, да и в мире, в институте, по просьбе главкома ВМФ, был создан комплексный тренажер `Мостик` для тренировок личного состава командного поста дизель-электрических ПЛ. Подобные тренажеры для гражданских судов выпускает компания `Транзас`.
Уже 30 лет `Электроприбор` выпускает гравиметры. Мобильный аэроморской гравиметр 4-го поколения `Чекан` сегодня поставляют трем зарубежным странам. Первый его образец был установлен пару лет назад на норвежском геолого-разведочном судне Northen Access. Прибор незаменим при поиске на шельфе нефти и газа. Сейчас, наконец, стали появляться и российские заказы.
Можно сказать, что `Электроприбор` не обделен вниманием зарубежных заказчиков. Например, на скоростном катамаране `Линда`, изготовленном в 2002 г. на `Алмазе` для Эстонии, установлена миниатюрная интегрированная спутниковая система ориентации и навигации `Мини-навигация-1`.
Впервые в стране институт изготовил и `Мини-навигацию-К` - волоконно-оптический гирогоризонткомпас, определяющий курс судна и отклонения от горизонта. Таким образом, российские разработки теперь составляют конкуренцию аналогичным приборам американской фирмы Litton и французской Ixea.
Гироскопические системы `Электроприбора` установлены на индийских фрегатах, изготовленных на Балтийском заводе. Подобной системой оснащен и один отечественный корвет.
В российских условиях оказалась очень полезной электронная картографическая навигационно-управляющая система `Коралл-УДС`. Она обеспечивает контроль и регулирование движения судов в стесненных участках фарватера.
Две системы установлены на Волго-Балте: на Кошкинском фарватере у Шлиссельбурга и в пос. Отрадное (Нева). Третья система появится осенью этого года в пос. Свирица (р. Свирь). Стоимость ее около
$40 тыс.
|