Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер 31 мая торжественно открыли Янтарную комнату
Акт приемки этого `восьмого чуда света` был подписан 13 мая. О работе мастеров, в течение четверти века воссоздававших шедевр, говорили только в превосходных степенях.
Реставрационные работы шли по-разному. Были деньги на покупку янтаря и других материалов - работы велись, деньги заканчивались - работы замедлялись. Только в марте 2000 года было подписано беспрецедентное соглашение между компанией `Рургаз`, Министерством культуры России и музеем `Царское Село` о совместном восстановлении в полном объеме Янтарной комнаты к 2003 году.
Согласно смете, подготовленной дирекцией музея и реставрационными мастерскими, частная компания `Рургаз` выделяла сумму $3,5 млн и оставляла право наблюдать за ходом реставрации.
Как выглядела в свое время легендарная Янтарная комната, сегодня нетрудно представить. Практически так же. Сравнение фрагмента подлинника, найденного пять лет назад в Германии, и копии, занявшей место оригинала, - тому подтверждение.
Такое сравнение оригинала с копией вполне правомерно, потому что петербургские реставраторы ничуть не уступают в этом искусстве флорентийским камнерезам XVIII века. Между тем сегодняшним мастерам было намного сложнее. Ведь к одному и тому же результату с теми, кто создавал первую Янтарную комнату, они пришли по-разному.
Первые шли от самородка - куска янтаря или камня, наши реставраторы - от того, что было создано их предшественниками. К тому же им следовало погасить в себе свойственную любому художнику жажду самовыражения. Эту мысль подтвердил художник-реставратор высшей квалификации `Царскосельской янтарной мастерской` Александр Крылов: `Профессия реставратора изначально лишает своего `я`. И в работе над янтарным панно реставратор всегда следует за автором, пытается угадать его манеру, стиль`.
Сегодня в уникальной мастерской Царского Села трудятся 40 мастеров. По словам директора музея-заповедника `Царское Село` Ивана Саутова, за 25 лет мастерам музея удалось не только сохранить все существовавшие ранее старинные технологии обработки солнечного камня, но и создать собственные, аналогов которым в мире нет.
Сами реставраторы признаются, что их очень беспокоило сырье. Добыча крупного янтаря-сырца (а на большие фрагменты требуется самородок весом не менее 1 кг) в Калининградском карьере крайне мала. Борис Игдалов, директор мастерской, говорит: `Нам требовалось крупное фракционное сырье, так называемый первый класс, а его на Калининградском карьере крайне мало. Практически все, что добывали, шло сюда, в Царское Село`.
Теперь все сложности позади. Янтарная комната предстала во всем своем великолепии. Вспомним же историю `восьмого чуда света`.
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I Шлютер решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся.
Правда, для новой работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел. Вольфраму тоже дали отставку.
Вскоре Фридриха I осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.
Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор, охочий до всего нового и оригинального, во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию Петр Алексеевич встретился в Габельберге с Фридрихом Вильгельмом I и получил желаемое в качестве дипломатического подарка. Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы.
В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на 18 телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице груз принял генерал-губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в распакованных Меншиковым ящиках не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен.
...Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. В застекленных витринах янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII вв. немецких, польских и петербургских мастеров. Реставрация кабинета проводилась в 1833-м, 1865-м, 1893-1897 гг., небольшие реставрационные работы производились и в середине 1930-х.
Серьезная реставрация намечалась на 1941 год. Янтарная комната оказалась невывезенной в тыл страны в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости янтарных деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой.
`Восьмое чудо света` немцы вывезли в Кенигсберг. Там комнату смонтировали и показывали в одном из залов Кенигсбергского замка. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении. Найдется ли подлинная комната когда-нибудь - бог весть. Впрочем, это уже не так важно.
|