Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Янтарная комната распахнула двери - ЭиВ N 21 (458)
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
Янтарная комната распахнула двери
No. 21 (458) 09.06.2003
Алексей ЕРОФЕЕВ
Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер 31 мая торжественно открыли Янтарную комнату



Акт приемки этого `восьмого чуда света` был подписан 13 мая. О работе мастеров, в течение четверти века воссоздававших шедевр, говорили только в превосходных степенях.

Реставрационные работы шли по-разному. Были деньги на покупку янтаря и других материалов - работы велись, деньги заканчивались - работы замедлялись. Только в марте 2000 года было подписано беспрецедентное соглашение между компанией `Рургаз`, Министерством культуры России и музеем `Царское Село` о совместном восстановлении в полном объеме Янтарной комнаты к 2003 году.

Согласно смете, подготовленной дирекцией музея и реставрационными мастерскими, частная компания `Рургаз` выделяла сумму $3,5 млн и оставляла право наблюдать за ходом реставрации.

Как выглядела в свое время легендарная Янтарная комната, сегодня нетрудно представить. Практически так же. Сравнение фрагмента подлинника, найденного пять лет назад в Германии, и копии, занявшей место оригинала, - тому подтверждение.

Такое сравнение оригинала с копией вполне правомерно, потому что петербургские реставраторы ничуть не уступают в этом искусстве флорентийским камнерезам XVIII века. Между тем сегодняшним мастерам было намного сложнее. Ведь к одному и тому же результату с теми, кто создавал первую Янтарную комнату, они пришли по-разному.

Первые шли от самородка - куска янтаря или камня, наши реставраторы - от того, что было создано их предшественниками. К тому же им следовало погасить в себе свойственную любому художнику жажду самовыражения. Эту мысль подтвердил художник-реставратор высшей квалификации `Царскосельской янтарной мастерской` Александр Крылов: `Профессия реставратора изначально лишает своего `я`. И в работе над янтарным панно реставратор всегда следует за автором, пытается угадать его манеру, стиль`.

Сегодня в уникальной мастерской Царского Села трудятся 40 мастеров. По словам директора музея-заповедника `Царское Село` Ивана Саутова, за 25 лет мастерам музея удалось не только сохранить все существовавшие ранее старинные технологии обработки солнечного камня, но и создать собственные, аналогов которым в мире нет.

Сами реставраторы признаются, что их очень беспокоило сырье. Добыча крупного янтаря-сырца (а на большие фрагменты требуется самородок весом не менее 1 кг) в Калининградском карьере крайне мала. Борис Игдалов, директор мастерской, говорит: `Нам требовалось крупное фракционное сырье, так называемый первый класс, а его на Калининградском карьере крайне мало. Практически все, что добывали, шло сюда, в Царское Село`.

Теперь все сложности позади. Янтарная комната предстала во всем своем великолепии. Вспомним же историю `восьмого чуда света`.

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I Шлютер решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся.

Правда, для новой работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел. Вольфраму тоже дали отставку.

Вскоре Фридриха I осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.

Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор, охочий до всего нового и оригинального, во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

В 1716 году по дороге во Францию Петр Алексеевич встретился в Габельберге с Фридрихом Вильгельмом I и получил желаемое в качестве дипломатического подарка. Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы.

В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на 18 телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице груз принял генерал-губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в распакованных Меншиковым ящиках не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен.

...Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. В застекленных витринах янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII вв. немецких, польских и петербургских мастеров. Реставрация кабинета проводилась в 1833-м, 1865-м, 1893-1897 гг., небольшие реставрационные работы производились и в середине 1930-х.

Серьезная реставрация намечалась на 1941 год. Янтарная комната оказалась невывезенной в тыл страны в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости янтарных деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой.

`Восьмое чудо света` немцы вывезли в Кенигсберг. Там комнату смонтировали и показывали в одном из залов Кенигсбергского замка. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении. Найдется ли подлинная комната когда-нибудь - бог весть. Впрочем, это уже не так важно.

Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
25.04.05Новая Голландия - имиджевый проект
25.04.05Ив Сен-Лоран везет русские модели
25.04.05Правда о правах человека
25.04.05Дело, которому служит Владимир Гусев
26.07.04Фестиваль под открытым небом
26.07.04Мобильный Эрмитаж
26.07.04Реклама над городом...
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru