Для Intel, крупнейшего производителя процессоров в мире, 2002 год был особенным: в марте в корпорации объявили о стратегии продвижения в России. Ее целью стала поддержка всестороннего развития российского рынка информационных технологий и тесно связанных с ним секторов образования и науки
Директор подразделения продаж и маркетинга корпорации Intel Майкл Сплинтер считает, что эта программа приобрела впечатляющий размах прежде всего за счет активизации деятельности корпорации в российских регионах.
В 2002 году продолжился спад на мировом рынке информационных технологий. Несмотря на снижение продаж в Intel увеличили инвестиции, направив их в такие технологии, которые позволят снизить издержки при одновременном наращивании мощности выпускаемой продукции.
Кроме того, корпорация занялась выпуском комплектующих для сотовой и цифровой связи. В 2002-м появились новые продукты, которые открывают новые горизонты для применения технологии Ethernet.
Наконец, определенных капиталовложений потребовала диверсификация рынка сбыта. В результате 70% доходов корпорации обеспечивает ее бизнес за пределами США.
Перед расширением региональной экспансии в РФ, которая позволила повысить продажи российского представительства Intel на 30%, корпорация исследовала спрос на компьютеры в субъектах Федерации.
Как выяснилось, большинству пользователей нужны массовые и дешевые компьютеры средней мощности. Однако сектор потребления мощных ПЭВМ оказался при детальном изучении гораздо объемнее, чем ожидали специалисты. Правда, для его расширения в каждом регионе требовался индивидуальный подход.
Все это заставило Intel удвоить технический персонал, набрав прежде всего дополнительных разработчиков систем и решений. В регионах открыто 16 представительств корпорации, основная задача которых - понять, как российский бизнес использует новые технологии. Им в помощь создано два центра компетенции, где помогают принять комплексные решения по компьютеризации для малого и среднего бизнеса.
В Нижнем Новгороде действуют три научно-исследовательские лаборатории.
У российского представительства установлены контакты с 800 разработчиками компьютерного оборудования, 20 разработчиками программного обеспечения и с 2 тыс. компаний - системных интеграторов.
Сотрудничество с Intel помогло многим `отверточным` сборщикам стать крупнейшими поставщиками компьютеров на российском рынке.
Расширение сбыта компьютерной техники в России, как выяснилось, нередко сдерживает не столько нехватка средств предприятий, сколько психологические факторы: менеджеры с трудом привыкают к компьютерному документообороту. Для преодоления этого барьера в перспективе решено уже сегодня вложить солидные средства в общеобразовательные программы.
В 17,66 тыс. российских школ поставлено 99 тыс. компьютеров на базе процессоров `Селерон` и `Пентиум 4`. С участием специалистов Intel в России только в 2002 году обучены 7,5 тыс. школьных учителей.
В целом на поддержку образования в РФ инвестировано $3,5 млн. В 2003 году капиталовложения на эти цели намечено увеличить.
Заметим, что отечественные потребности, по сведениям Минобразования РФ, в компьютеризации намного выше. Ведь из сотен тысяч школ, где есть классы информатики, только половина оборудована компьютерными системами. Причем половина из них - это калькуляторы. Из оставшейся четверти больше половины - устаревшие компьютеры, включая музейные экземпляры болгарского производства. Лишь около 12% школ оснащены ПЭВМ с процессорами типа 486 и выше.
Отсюда виден потенциал российского рынка. По мере развития экономики он, безусловно, будет развиваться. На это, в частности, нацеливает федеральная программа `Электронная Россия`, на которую, по сведениям Минэкономразвития РФ, в 2002 году перечислено 600 млн руб., а в 2003-м планируется выделить 7,5 млрд руб.
Из этой суммы 4,4 млрд руб. будут направлены в регионы на создание центров доступа к информационным сетям.
Все это тот фон, на котором развивается интерес Intel к рынку России. Невнимание корпорации к нему позволило конкурентам усилить свои позиции. Скажем, в некоторых регионах доля продаж компьютеров на базе процессоров корпорации AMD дошла до 65%.
Сейчас Intel намерена исправить положение. И в 2002 году Россия вошла в одну из пяти стран, где зафиксированы максимальный объем продаж ее продукции и наивысшая динамика роста доходов от инвестиций. А реализация компьютеров с процессорами Intel увеличилась на 30,9% по сравнению с 2001-м. Это опять-таки рекорд: после РФ по объемам продаж идет только Турция и страны Восточной Европы.
А в 2003 году корпорация ожидает от бизнеса в России основную долю своих прибылей.
|