Говорят, талант должен быть голодным. Соглашаться с этим как-то не хочется. Хочется, чтобы художник был сыт и доволен жизнью, тем более что заместитель председателя Союза художников Карелии Георгий Иванов утверждает, что от этого ничего не зависит: настоящий талант творит всегда, вне зависимости от того, ел он сегодня или нет.
А вот что бесспорно: о состоянии общества красноречивее всего говорит то, как чувствуют в нем себя творческие люди, порой совершенно не приспособленные к практической жизни.
В новых экономических условиях многие карельские художники просто растерялись. Привычная система государственных заказов через художественно-производственные мастерские была разрушена. Попытка создать в столице Карелии настоящую коммерческую арт-галерею под звучным и понятным финским туристам названием Taide, что означает в переводе с языка жителей Страны Суоми `искусство`, не увенчалась успехом.
Сегодня, когда Музей изобразительных искусств Карелии закрыт на капитальный ремонт, о художественной жизни республики говорят лишь пара выставочных залов и скромный магазин `Художественный салон`, выбор сувениров в котором, может, и не скромен, но уровень их оставляет желать лучшего.
А между тем, как утверждает Георгий Иванов, в Карелии есть мастера, ни в чем не уступающие европейским. И когда видишь, как за границей картины более сытых и счастливых зарубежных коллег продают за баснословные для наших художников суммы, хочется плакать.
Сам Георгий Иванов принадлежит к тем людям, которые состоялись, несмотря ни на что: арт-директор дизайнерской фирмы, заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат международной премии, активный участник общественного объединения местных художников-акварелистов. В общем, и деньги зарабатывает, и творчеством для души успевает заниматься. Но за товарищей по творческому цеху обидно.
- В правлении Союза художников Карелии мы задумались: как помочь художникам выжить? - рассказал Г. Иванов. - Понятно, что это можно сделать, лишь организовав продажи своих работ или профессиональных умений. В доперестроечные времена была у нас хорошо отработанная система художественно-производственных мастерских, где художники могли зарабатывать деньги за разработку интерьеров, витражей, декоративных панно, монументальных росписей.
Сейчас спектр возможностей применить свои творческие способности гораздо шире, потому что появился еще и такой жанр, как реклама. Мы хотим создать некое подобие старых художественно-производственных мастерских, но на новой экономической основе - на принципах частичной или полной самоокупаемости. Это позволило бы членам союза реализовывать свои таланты, да еще и получать за это деньги.
Мы даже разработали план-программу развития Союза художников Карелии. Она в чем-то перекликается с разработанной правительством Карелии Концепцией экономического развития республики, в которой есть раздел, посвященный культуре. На помощь властей мы в первую очередь и рассчитываем.
Конечно, концепция не предусматривает больших финансовых вливаний в изобразительное искусство, но мы и не собираемся ходить с протянутой рукой. Мы готовы сами зарабатывать деньги.
- Получается, что раньше союз был больше творческим, а теперь он должен решать материальные проблемы?
- А без этого и творчество невозможно. Конечно, каждый сам по себе решает свои проблемы. Но это ведь неправильно! Лишив художника необходимости бегать и искать заказы, мы тем самым дарим ему драгоценное время для творчества, для философского осмысления жизни, для дальнейшего развития, наконец.
Есть направления, в которых наш союз, несомненно, силен и мог бы представить очень качественный уровень работ. Это, прежде всего, реклама, дизайн, сувенирная продукция, малые пластические формы...
Тут возникает еще одна проблема: мы хотим приобрести необходимое оборудование, но у нас нет стартового капитала. Конечно, можно найти инвестора. Но мне кажется, что с правительством Карелии мы смогли бы быстрее найти общий язык.
Что обычно дарят высоким гостям, посещающим Карелию с деловыми визитами? Конечно, картины местных художников. Союз художников мог бы создать для таких случаев подарочный фонд для правительства, для мэрии Петрозаводска.
Многие художники готовы выделить одну-две работы, для того чтобы их картины стали оплатой тех материальных вложений, которые необходимы для создания базы наших мастерских. То есть мы не хотим просто просить деньги на покупку компьютеров и прочего необходимого оборудования, мы готовы рассчитаться. А оплатить добровольные взносы самим художникам созданное Союзом художников предприятие могло бы с помощью все того же рекламного агентства: выпустить афиши, плакаты, буклеты, открытки с их работами.
Но функции новой структуры гораздо шире. Я думаю, что она возьмет на себя организацию выставок карельских художников за рубежом и в России, искусствоведческую экспертизу, поиск серьезных покупателей-коллекционеров. В Карелии пора создать настоящий арт-рынок.
|