Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Ответственность перевозчика по договору - ЭиВ N 50 (437)
ПРАВО И ПРАКТИКА
Ответственность перевозчика по договору
No. 50 (437) 23.12.2002
Анна КОЛПАКОВА, специалист ООО `АСП-Аудит`
Организация осуществляет услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию и систематически заключает договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. В ходе своей деятельности она сталкивается со случаями нарушения перевозчиком своих обязательств. Какие именно санкции, установленные Гражданским кодексом РФ или Уставом автомобильного транспорта РСФСР, следует применять к перевозчику, и можно ли в договоре изменить размеры этих санкций? Можно ли взыскать с перевозчика убытки в виде упущенной выгоды, и должен ли в свою очередь экспедитор возмещать их заказчику?



Действительно, сегодня при разрешении споров по договорам перевозки автомобильным транспортом часто возникает вопрос, какие меры ответственности необходимо применять к стороне, нарушившей свои обязательства по договору. Связано это с тем, что наряду со второй частью Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая регулирует, в том числе и отношения по договору перевозки (гл. 40), действует Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР N 12 от 8 января 1969 года (далее - УАТ РСФСР, Устав).

Естественно, что положения УАТ РСФСР на сегодня явно устарели и не учитывают специфику современных экономических отношений. Однако до того момента, как будет принят новый устав, нормы, закрепленные в УАТ РСФСР, действуют в части, не противоречащей ГК РФ. Здесь и возникает множество вопросов: часто даже арбитражные суды не могут прийти к единому мнению о том, что противоречит ГК РФ, а что - нет.

Исходя из арбитражной практики Президиума Высшего арбитражного суда РФ, а также практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по вопросам применения санкций за нарушение обязательств по договору перевозки автомобильным транспортом, можно сделать следующие выводы.

Статьей 793 ГК РФ предусмотрено, что `в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами`.

Из этого следует:

1. Положение ст. 126 УАТ РСФСР о том, что `всякие соглашения автотранспортных предприятий и организаций с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами... имеющие целью изменить... ответственность, возложенную на автотранспортные предприятия и организации, грузоотправителей, грузополучателей, считаются недействительными` противоречит ГК РФ и, следовательно, не действует.

2. Стороны вправе самостоятельно (по своему усмотрению) устанавливать в договоре меры ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, когда она не предусмотрена законом, а также повышать ответственность по сравнению с той, которая установлена в законе (в частности в УАТ РСФСР).

Таким образом, в зависимости от того, каким образом стороны согласуют между собой вопросы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки, возможны три варианта развития ситуации при возникновении спора.

Вариант I. Если стороны урегулируют порядок применения и размеры ответственности в соглашении, при возникновении спора будут, прежде всего, применяться положения договора1).

Вариант II. Стороны предусмотрят в договоре, что их отношения регулируются в соответствии с конкретными статьями УАТ РСФСР.

УАТ РСФСР относится к `транспортным уставам и кодексам, а также иным законам`, которые определяют общие условия перевозки, т. е. обладает силой закона, несмотря на то, что принят постановлением Совмина РСФСР. В то же время конкретные условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон с учетом норм ГК РФ, транспортных уставов и кодексов и иных законов (п. 2 ст. 784, ст. 793 ГК РФ).

В связи с этим в некоторых случаях арбитражные суды в настоящее время пошли по пути применения УАТ РСФСР в качестве некоего обычая делового оборота2). Его положения имеют приоритетное значение лишь в том случае, если стороны в своем соглашении сделают прямое указание на применение конкретных статей УАТ РСФСР при урегулировании тех или иных вопросов (в частности, ответственности сторон по договору)3).

Таким образом, если стороны сделают в договоре прямую отсылку к статьям УАТ РСФСР, санкции за нарушение тех или иных обязательств по договору перевозки, предусмотренные Уставом, будут применяться в качестве санкций, предусмотренных соглашением сторон.

Вариант III. Стороны никак не устанавливают в договоре конкретных мер ответственности, а лишь делают отсылку к действующему законодательству РФ.

При такой формулировке положение сторон при возникновении спора становится более проблематичным, чем в предыдущих ситуациях. Как известно, традиционной и наиболее часто встречающейся мерой ответственности за неисполнение денежного обязательства является предусмотренное ст. 395 ГК РФ начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента (учетной ставкой ЦБ РФ). Эта мера ответственности относится к законной неустойке и применяется, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором.

В то же время, во-первых, ст. 103 УАТ РСФСР предусматривает, что `в случаях несвоевременного внесения провозной платы с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается дополнительно к провозной плате 0,5% суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы`.

Во-вторых, в ст. 168 УАТ РСФСР установлено, что `на признанную сумму претензии или на сумму, выплачиваемую по решениям арбитражных или судебных органов, автотранспортные предприятия и организации уплачивают 3% годовых. В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители и грузополучатели по предъявленным к ним автотранспортным предприятием или организацией требованиям, возникшим из перевозки груза`.

Следует отметить, что до сих пор арбитражные суды не пришли к единому мнению по вопросу квалификации процентов,

предусмотренных ст. 103 УАТ РСФСР: являются ли они законной неустойкой либо просто дополнительной провозной платой4). Если это законная неустойка, то она должна применяться во всех случаях нарушения срока выплаты провозной платы (вознаграждения за перевозку), кроме тех, когда стороны в договоре предусмотрели иной размер санкции. Если нет - то только в том случае, когда в договоре есть ссылка на ст. 103 Устава.

Точно также нет ясности и в том, в каких случаях необходимо применять ст. 168 Устава:

а) всегда, поскольку, в отличие от ст. 395 ГК РФ, она является специальной нормой и потому имеет приоритет при регулировании отношений по договору перевозки автомобильным транспортом,

либо

б) только в тех случаях, когда сумма основного долга признана стороной, нарушившей обязательство, и не оспаривается5).

По нашему мнению, ст. 168 УАТ РСФСР должна применяться судом лишь в том случае, когда ответчик не оспаривает сумму основного долга и данное признание подтверждается письменными документами (актами сверки задолженности, ответами на претензии и т. п.). Также 3% годовых должны начисляться на сумму долга, установленную решением суда, которое вступило в законную силу, до момента его полного исполнения (т. е. до момента уплаты всей суммы долга). Такой вывод следует из буквального толкования содержания ст. 168 Устава.

Если же сумма основной задолженности, а также сам факт ее существования, оспаривается ответчиком, суд, в случае вынесения решения о взыскании долга, в качестве меры ответственности должен начислять проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ (если истец заявит требование об их взыскании).

Но следует еще раз отметить, что при разрешении конкретного спора арбитражный суд может прийти к иному мнению.

В связи с вышеизложенным можно порекомендовать сторонам в договорах перевозки согласовывать меры и размер ответственности за нарушение договорных обязательств, тем более что в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационных дохода в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда6), а не дата начисления процентов (штрафов, пеней и (или) иных санкций) в соответствии с условиями заключенных договоров, как было ранее.

По вопросу об объеме убытков, возмещаемых перевозчиком при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, необходимо отметить следующее. Ответственность за нарушение обязательств при перевозке груза носит ограниченный характер и установлена либо в форме возмещения прямого (реального) ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку доставки груза. Понятие исключительной неустойки дано в

п. 1 ст. 394 ГК РФ: `Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков`.

Таким законом является УАТ РСФСР, в п. 152 которого установлено, что `Автотранспортные предприятия и организации (т. е. перевозчики), грузоотправители, грузополучатели и пассажиры в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Устава, несут материальную ответственность лишь в пределах, предусмотренных соответствующими статьями настоящего Устава`, а Уставом предусмотрена ответственность Перевозчика только в виде прямого ущерба или штрафов (пени).

Таким образом, упущенная выгода при нарушении обязательств по перевозке грузов перевозчиком не возмещается.

В то же время следует отметить, что объем ответственности экспедитора перед клиентом отличается от объема ответственности перевозчика. Согласно ст. 803 ГК РФ экспедитор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции по основаниям и в размере, установленном правилами гл. 25 ГК РФ. Глава 25 ГК РФ в ст. 393 при определении убытков отсылает к ст. 15 ГК РФ, согласно которой `лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (т.е. реального ущерба и упущенной выгоды), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере`.

Для экспедитора ограниченная ответственность (возмещение убытков только в размере реального ущерба) предусмотрена законом лишь в одном случае: если он докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком - в этом случае ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ), т.е. в ограниченном размере.

Во всех остальных случаях возмещение убытков в меньшем размере возможно только, если это предусмотрено договором экспедиции.



1) Например, постановление Президиума ВАС РФ

от 10 апреля 2002 г. N 567/02: `При перевозке грузов автоперевозчиками, действующими в форме хозяйственных обществ и товариществ, а также индивидуальных предпринимателей, вопрос о сроках внесения провозной платы и ответственности за их нарушение решается сторонами при заключении договора перевозки`.

2) Подобно Инструкциям о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и по качеству N П-6 и П-7.

3) См.: постановление Президиума ВАС РФ

от 10 апреля 2002 г. N 567/02, постановление ФАС Северо- Западного округа от 30 мая 2001 г. по делу N А13-505/01-20.

4) См.: постановление Президиума ВАС РФ

от 10 апреля 2002 г. N 567/02; постановление ФАС Северо- Западного округа от 30 мая 2001 года по делу N А13-505/01-20; постановление Президиума ВАС РФ от 10 августа 1999 года N 545/99.

5) См., например: постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2002 года N 567/02 и постановление Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 года

N 5195/96.

6) Глава 25 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года

N 57-ФЗ.





Уважаемые читатели!

Петербургские

аудиторы и юристы

готовы ответить

на ваши вопросы

по ведению

бухгалтерского учета

и предпринимательской

практике

Адрес редакции: 191167 С.-Петербург,

ул. Александра Невского, 12,

газета `Экономика и время`,

тел./факс: (812) 274-16-91,

e-mail: info@ev.spb.ru

Другие материалы рубрики
ПРАВО И ПРАКТИКА
20.10.08Интерактивная `пилюля` от бюрократизма
20.10.08Против лома есть приемы
20.10.08Коротко
18.08.08Коротко
18.08.08Ошиблись... на 300 тысяч
Псковские судебные приставы не выпускали должников за границу
11.08.08Рыбакам велено ждать на берегу
11.08.08Коротко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru