Соборная мечеть на Петроградской стороне - самая северная мечеть в мире. Приближающийся юбилей Петербурга сделал реальным восстановление исторического неповторимого облика уникального памятника архитектуры, этой жемчужины Востока в северной столице
Несмотря на то что татары были в числе первопоселенцев града Петрова, о чем свидетельствуют архивные документы первой четверти XVIII века, возведение мечети началось только в 1910 году. За 5 лет до этого собранием прихожан был сформирован комитет по постройке, который утвердил лично министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин.
После торжественного акта закладки, проходившего в присутствии эмира Бухарского Сеид Мир-Алима, под руководством архитектора Стефана Кричинского началось строительство. Назначение руководителем Кричинского, выходца из польских татар, члена мусульманской общины, было важно для членов Строительного комитета, поэтому главный автор проекта Николай Васильев, пригласивший коллегу, оказался несколько в тени. Так же, как и другой приглашенный Васильевым зодчий Александр Гоген. Именно он представил в Городскую управу проект мечети и заявку о выдаче разрешения на производство работ.
Первое богослужение прошло в год 300-летия дома Романовых, хотя строительство мечети не было завершено. Работы были закончены уже при Советах. Но не долго мусульмане могли посещать мечеть. В 1939 году ее закрыли и разместили в ней склад медицинского оборудования.
Вернули мечеть верующим во времена хрущевской оттепели.
Однако перипетии, связанные с перестройками, обусловленными принадлежностью мечети Ленгорздравотделу, с возвращением ее верующим, не могли не сказаться на состоянии здания. Были и значительные утраты. В 1980-е начался ремонт, который практически тянется и до сих пор.
К 300-летию Петербурга мечеть, долгие годы одетая в леса, наконец предстанет во всем величии. Хотя так же, как и много лет назад, продолжатся наружные работы. Главная трудность заключается в воссоздании западного портала мозаичного панно, выходящего на Кронверкский проспект. Действительно, рисунок на стене выполнен из сотен тысяч керамических деталей. Реставраторам пришлось практически полностью заменять их, потому что из-за попаданий воды под майоликовые украшения последние потеряли цвет, а он не восстанавливается.
Работа по отделке фасада ручная, очень кропотливая и дорогостоящая. Достаточно сказать, что реставраторы сами изготавливают детали в специальных мастерских. Перед этим на кальку наносится рисунок, каждая деталь характерного
восточного орнамента нумеруется, после чего изготавливается в специальной печи.
Технология такова, что реставраторы говорят: `Мы выпекаем детали`. Самые сложные компоненты майоликового панно - `косынки` с золотыми вкраплениями. Керамические детали стоят 4 млн руб., их монтаж - 5 млн.
Завершение работ на фасадах мечети к 300-летию Петербурга станет прекрасным подарком петербуржцам, исповедующим ислам. Только минарет не будет созывать правоверных мусульман. Муфтий мечети, председатель регионального объединения мусульман Санкт-Петербурга Жафар Пончаев, говорит, что `сейчас у всех есть часы, все знают время служений`. Кроме того, вокруг проживает не так много мусульман. Например, по его данным, в Татарском переулке, который ведет свое название от Татарской слободы, существовавшей с петровских времен, проживает только одна татарская семья.
Тем не менее недостатка в прихожанах не было и нет. Каждую пятницу в мечети собирается более 3 тыс. человек, в большие праздники - до 15 тыс. В этих случаях большая часть прихожан находится во дворе.
В 1910-м, при закладке первого камня, организатор комитета по постройке мечети, писатель и публицист, доктор богословия Ахун Баязитов сказал: `Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу`. В правоте его слов убеждалось не одно поколение горожан.
|