Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Еще один ресурс Карелии - ЭиВ N 39 (426)
РЕГИОН: РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Еще один ресурс Карелии
No. 39 (426) 07.10.2002
Алексей МАКАРОВ
Если говорить о том, с чем связано будущее Карелии, то два направления ее развития очевидны. Это лес и недра. Но есть у республики еще один потенциал - ее географическое положение



Когда нашей республике пытаются дать краткую характеристику, то часто используют фразу о том, что она `стоит на деревянных ногах`. Это действительно так. Более половины экономического потенциала, доходов республики связано именно с лесом. Более того, если приглядеться к такой крупной отрасли, как машиностроение, то можно увидеть, что и здесь многое работает в конечном счете на лес - те же тракторы, бумагоделательные машины, заводы по выпуску станков и ремонту техники.

Поэтому и в будущем лесное направление экономики Карелии не только сохранится, но и будет развиваться. В частности, одной из важнейших задач является развитие более глубокой переработки древесины.

Недра Карелии - второе крупное направление развития республики. Оно пока значительно уступает лесному комплексу по вкладу в экономику республики, но с каждым годом становится все более весомым. Щебень, каменные блоки и их переработка, на данном этапе разведка, а затем и добыча других полезных ископаемых играют все большую роль в жизни Карелии. Постепенно растут численность занятых в этой отрасли, доходы, налоги, объемы.

Тем не менее уже несколько лет все настойчивей экономисты, политики говорят о другом ресурсе Карелии, который пока используется в незначительной степени и является всего лишь потенциальной возможностью, - это географическое положение нашего региона.

Кстати, близость границы - благо отнюдь не для всех. Не секрет, что достаточно большие объемы вывозимого круглого леса, не столь высокая, как хотелось бы, заинтересованность предприятий в глубокой переработке леса во многом обусловлены именно близостью границы. Но если говорить о возможностях, которые она дает, то с точки зрения транспортных коммуникаций они весьма перспективны.

Надо отметить, что в Карелии, как и во многих других регионах, почти все транспортные артерии имеют строго выраженное направление Север - Юг. Считается, что это сложилось исторически. Впрочем, сами историки говорят о том, что торговые пути по Карелии тянулись не только с севера на юг, но и с запада на восток.

Но, тем не менее, сегодня широтных дорог как автомобильных, так и железнодорожных почти нет. Поэтому идея создать подобные транспортные направления, своего рода северный транспортный коридор, оказалась весьма кстати. Другой вопрос - ее реализация.

Первенцами в этом деле были два проекта. Один из них, так и не реализованный, однако до сих пор не забытый, - попытка продлить `Голубую дорогу`, которая прошла по всей Скандинавии, Финляндии до Петрозаводска. К сожалению, дорога не была продолжена на территории Карелии.

Судьба другого проекта - железной дороги Кочкома-Ледмозеро - была не менее сложной, но более благополучной. На протяжении почти десяти лет строилась эта первая коммерческая в России после 1917 года железная дорога, неоднократно менялись ее хозяева и инвесторы, пока наконец ее строительство не было завершено минувшей зимой под началом Министерства путей сообщения РФ.

Вместе со строящимся 80-километровым участком железной дороги, который должен соединить Архангельскую область и Республику Коми, дорога Ледмозеро-Кочкома позволяет направить транспортные потоки с Запада на Восток, практически напрямую выводит грузы из Европейского союза на Урал и далее в Сибирь, на Дальний Восток.

Как рассказал заместитель министра экономического развития РК Лев Шустов, существует аналогичный проект строительства автомобильной дороги европейского класса также через территорию Карелии, соединяющей Запад и Восток. Его реализацией занимается ЗАО `Группа `Калевала`.

Суть проекта в том, что, начавшись на российско-финляндской границе, через Петрозаводск, затем - паромную переправу по Онежскому озеру автомобильный транспорт выходит на Архангельскую область и далее идет на Пермь. Фактически автомобильная дорога будет ориентирована в том же направлении, что железная, только несколько южнее. Где-то она пройдет по уже имеющимся транспортным направлениям, где-то предстоит построить совершенно новые дороги, создать новые направления.

Надо сказать, что эта идея нашла поддержку на федеральном уровне - в Государственной Думе, в Центробанке, представительстве президента России в Северо-Западном федеральном округе. Это будет первый проект широтного автомобильного транспортного пути, который имеет огромное значение и для развития северных территорий, и для транзита грузов с Запада на Восток и обратно. Ведь благодаря этому направлению напрямую будут связаны между собой самые богатые по полезным ископаемым территории России и крупнейшие порты Балтики и Белого моря. В последнее время появилась информация о том, что проектом заинтересовались даже японцы.

Планы у `Группы `Калевала` весьма амбициозные. Речь идет о строительстве дороги действительно европейского класса со всей необходимой инфраструктурой. Проект оценивается примерно в $6 млрд, время строительства - 13 лет. Предполагается в рамках проекта связать воедино доставку грузов железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом, именно поэтому среди объектов, к которым `Группа `Калевала` проявила интерес, значится и Петрозаводский аэропорт.

Что получит Карелия в результате реализации этого проекта и завершения строительства железной дороги? Трудно пока определенно говорить о каких-то доходах, на которые можно рассчитывать, но, без сомнений, строительство и эксплуатация этих дорог - решение проблем занятости, создание новых предприятий, рост налогооблагаемой базы, отчисления доходов.

А главное - новый ресурс, который Карелия сможет реализовать и использовать на многие десятилетия вперед.



Другие материалы рубрики
РЕГИОН: РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
19.07.04Фестиваль поднимут до евроуровня
19.07.04Жилье не дешевое, но доступное
19.07.04Карелия вышла на ПИК
На главной улице карельского города Сортавала всего две рекламные растяжки, и обе напоминают о том, что нынешнее экономическое могущество России укрепляется продвижением московских денег в провинцию. Одна предлагает услуги МТС, а другая сообщает о 10-летии группы компаний ПИК, буквально за полгода возродившей местный дробильно-сортировочный завод. На нем 12 июля запущена одна из самых современных в Европе линий дробления гранита на щебень и песок
23.06.03В одном `Доме` весь бизнес Карелии
23.06.03На оздоровление - 5,5 млрд руб.
23.06.03`СУАЛ` исправляет экологическую ситуацию
23.06.03Карельский турпродукт уже брэнд
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru