Если говорить о том, с чем связано будущее Карелии, то два направления ее развития очевидны. Это лес и недра. Но есть у республики еще один потенциал - ее географическое положение
Когда нашей республике пытаются дать краткую характеристику, то часто используют фразу о том, что она `стоит на деревянных ногах`. Это действительно так. Более половины экономического потенциала, доходов республики связано именно с лесом. Более того, если приглядеться к такой крупной отрасли, как машиностроение, то можно увидеть, что и здесь многое работает в конечном счете на лес - те же тракторы, бумагоделательные машины, заводы по выпуску станков и ремонту техники.
Поэтому и в будущем лесное направление экономики Карелии не только сохранится, но и будет развиваться. В частности, одной из важнейших задач является развитие более глубокой переработки древесины.
Недра Карелии - второе крупное направление развития республики. Оно пока значительно уступает лесному комплексу по вкладу в экономику республики, но с каждым годом становится все более весомым. Щебень, каменные блоки и их переработка, на данном этапе разведка, а затем и добыча других полезных ископаемых играют все большую роль в жизни Карелии. Постепенно растут численность занятых в этой отрасли, доходы, налоги, объемы.
Тем не менее уже несколько лет все настойчивей экономисты, политики говорят о другом ресурсе Карелии, который пока используется в незначительной степени и является всего лишь потенциальной возможностью, - это географическое положение нашего региона.
Кстати, близость границы - благо отнюдь не для всех. Не секрет, что достаточно большие объемы вывозимого круглого леса, не столь высокая, как хотелось бы, заинтересованность предприятий в глубокой переработке леса во многом обусловлены именно близостью границы. Но если говорить о возможностях, которые она дает, то с точки зрения транспортных коммуникаций они весьма перспективны.
Надо отметить, что в Карелии, как и во многих других регионах, почти все транспортные артерии имеют строго выраженное направление Север - Юг. Считается, что это сложилось исторически. Впрочем, сами историки говорят о том, что торговые пути по Карелии тянулись не только с севера на юг, но и с запада на восток.
Но, тем не менее, сегодня широтных дорог как автомобильных, так и железнодорожных почти нет. Поэтому идея создать подобные транспортные направления, своего рода северный транспортный коридор, оказалась весьма кстати. Другой вопрос - ее реализация.
Первенцами в этом деле были два проекта. Один из них, так и не реализованный, однако до сих пор не забытый, - попытка продлить `Голубую дорогу`, которая прошла по всей Скандинавии, Финляндии до Петрозаводска. К сожалению, дорога не была продолжена на территории Карелии.
Судьба другого проекта - железной дороги Кочкома-Ледмозеро - была не менее сложной, но более благополучной. На протяжении почти десяти лет строилась эта первая коммерческая в России после 1917 года железная дорога, неоднократно менялись ее хозяева и инвесторы, пока наконец ее строительство не было завершено минувшей зимой под началом Министерства путей сообщения РФ.
Вместе со строящимся 80-километровым участком железной дороги, который должен соединить Архангельскую область и Республику Коми, дорога Ледмозеро-Кочкома позволяет направить транспортные потоки с Запада на Восток, практически напрямую выводит грузы из Европейского союза на Урал и далее в Сибирь, на Дальний Восток.
Как рассказал заместитель министра экономического развития РК Лев Шустов, существует аналогичный проект строительства автомобильной дороги европейского класса также через территорию Карелии, соединяющей Запад и Восток. Его реализацией занимается ЗАО `Группа `Калевала`.
Суть проекта в том, что, начавшись на российско-финляндской границе, через Петрозаводск, затем - паромную переправу по Онежскому озеру автомобильный транспорт выходит на Архангельскую область и далее идет на Пермь. Фактически автомобильная дорога будет ориентирована в том же направлении, что железная, только несколько южнее. Где-то она пройдет по уже имеющимся транспортным направлениям, где-то предстоит построить совершенно новые дороги, создать новые направления.
Надо сказать, что эта идея нашла поддержку на федеральном уровне - в Государственной Думе, в Центробанке, представительстве президента России в Северо-Западном федеральном округе. Это будет первый проект широтного автомобильного транспортного пути, который имеет огромное значение и для развития северных территорий, и для транзита грузов с Запада на Восток и обратно. Ведь благодаря этому направлению напрямую будут связаны между собой самые богатые по полезным ископаемым территории России и крупнейшие порты Балтики и Белого моря. В последнее время появилась информация о том, что проектом заинтересовались даже японцы.
Планы у `Группы `Калевала` весьма амбициозные. Речь идет о строительстве дороги действительно европейского класса со всей необходимой инфраструктурой. Проект оценивается примерно в $6 млрд, время строительства - 13 лет. Предполагается в рамках проекта связать воедино доставку грузов железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом, именно поэтому среди объектов, к которым `Группа `Калевала` проявила интерес, значится и Петрозаводский аэропорт.
Что получит Карелия в результате реализации этого проекта и завершения строительства железной дороги? Трудно пока определенно говорить о каких-то доходах, на которые можно рассчитывать, но, без сомнений, строительство и эксплуатация этих дорог - решение проблем занятости, создание новых предприятий, рост налогооблагаемой базы, отчисления доходов.
А главное - новый ресурс, который Карелия сможет реализовать и использовать на многие десятилетия вперед.
|