Важной особенностью рынка одноразовой посуды является его подверженность ярко выраженным сезонным колебаниям. Самое заметное увеличение продаж приходится на сезон отпусков — с мая по сентябрь. Этот период — горячее время для авиакомпаний и летних кафе. Объемы закупок наращивают и розничные сети.
Наиболее востребованными ассортиментными позициями являются стаканы, столовые приборы, кофейные чашки, тарелки. Динамика их продаж выглядит следующим образом. Стаканы емкостью 200 мл из полистирола активно продаются с апреля по сентябрь, если в это время стоит теплая погода. Для стаканов емкостью 500 мл пик продаж приходится на май-июль. Чашка кофейная и стаканы из полипропилена пользуются спросом в холодное время года. У производителей тарелок большие проблемы по реализации этой продукции девять месяцев в году, кроме лета, поэтому они обычно также выпускают пищевые контейнеры, кофейные чашки или стаканы из полипропилена.
Впрочем, фактор сезонности постепенно нивелируется. Одноразовые столовые приборы прочно вошли в обиход, кафе и закусочные увеличили объемы закупок этой продукции в сотни раз — в сравнении с началом 1990-х, многие потребители используют их дома. В результате ассортимент перестает подвергаться заметным сезонным колебаниям. Теперь в сезон основную роль играет цена. Такие факторы, как дизайн и расфасовка, становятся важными, когда активность на рынке заметно спадает.
Актуальной тенденцией в продаже одноразовой посуды является возросший спрос не на отдельные позиции, а на наборы. Все большим спросом пользуются коллекции: тарелки, салфетки, скатерти, стаканы, трубочки для сока и коктейля — все с одинаковым рисунком.
Самой массовой товарной позицией среди одноразовой посуды остаются стаканчики — на них приходится 45% производства. Далее следуют тарелки и столовые приборы — соответственно 30 и 22%. Все большую популярность завоевывает одноразовая посуда премиум-класса — бокалы для шампанского и вина, кофейные чашки. |