По сравнению с постперестроечным периодом, доля валового дохода от производства в России посуды в общем объеме продукции легкой промышленности сократилась в 10 раз — с 28% до 2,8%. Сегодня в стране существуют всего 8 фарфоровых заводов; в Петербурге работают 17 малых предприятий, выпускающих керамическую посуду, 3 — производящих пластмассовую посуду и одно предприятие, выпускающее металлическую посуду с антипригарным покрытием. Отсутствует материально-техническая база и механизм для осуществления контроля качества всех изделий, относящихся к товарам народного потребления и материалов для их изготовления.
Посуда всякая нужна
Антипригарная посуда пользуется большим спросом. Развиваются новые марки и линейки. В Петербурге, например, производят посуду со стойким к истиранию и экологически безопасным антипригарным слоем. Специалисты отрасли считают, что ситуация в целом на рынке посуды из металла будет складываться вполне успешно.
В России представлено более 600 марок металлической посуды. Исследования последних лет показывали наибольший рост производства у посуды с антипригарным покрытием. Такая посуда, как на стальной, так и алюминиевой основе, занимает 16,5% производства металлической посуды, и ее доля будет расти, в основном за счет посуды на алюминиевой основе.
Довольно позитивно эксперты оценивают перспективы рынка посуды с керамическим покрытием. Со стороны потребителей спрос на такую посуду растет. Один из важных показателей — количество запросов по соответствующим ключевым словам в Яндексе — показывает впечатляющую динамику. За первую половину 2010 года количество запросов по словосочетаниям «керамическая сковорода» и «сковорода с керамическим покрытием» составило 20 тыс., за второе полугодие — уже 76 тыс. Общий объем продаж этой посуды в 2010 году в России составил 200‑220 тыс. изделий.
Производство керамической и фарфоровой посуды в последние годы сокращается. Фарфоровая посуда в России выпускается на нескольких десятках предприятий. Ассортимент превышает 2500 наименований.
Согласно маркетинговому исследованию «Российский рынок посуды в 2005–2010 гг. и прогноз на 2011–2012 гг.», проведенному консалтинговой компанией «АМИКО», объем производства фарфорово-фаянсовой посуды в России составил в 2010 г. около 78 млн изделий и снизился на 9% по отношению к предыдущему году. В 2012 году ожидается рост — до 5%.
Рынок стеклянной посуды демонстрирует увеличение предложения, прежде всего, за счет поставок из зарубежных стран. Аналитики полагают, что популярность стеклянной посуды не снизится и в ближайшие годы.
В поставках и реализации на российском рынке чугунной посуды наметились позитивные сдвиги. Профессиональные участники рынка говорят, что объемы поставок чугунной посуды ощутимо возрастут.
Рынок эмалированной посуды, потерявший около 1/3 своего объема (в основном в результате сокращения импорта), восстанавливается главным образом за счет поставок из Украины.
Наконец, объем российского рынка одноразовой посуды составил в 2010 г. 40 тыс. тонн. По информации компании Abercade, в России более 100 предприятий, выпускающих такую посуду. В 2010 г. поставки одноразовой посуды на экспорт, а также ее импорт стабилизировались. Импортная одноразовая посуда составляет на этом рынке 5,6%. К 2012 г. ожидается увеличение темпов роста рынка одноразовой посуды, в основном — за счет появления новых небольших производств в регионах.
Напрокат и навсегда
Среди тех, кто особенно заинтересован в восстановлении объемов производства посуды, торгующие организации, поставляющие такую продукцию ресторанам, кафе и другим предприятиям общественного питания. В компании «Мир посуды» подтвердили, что есть оживление на рынке. Предприятие поставляет ресторанам отечественную стеклянную продукцию, посуду из Франции, Германии, Японии, ОАЭ, Италии, Китая и Польши.
Зарубежная продукция спасает и компании, сдающие посуду в аренду. Так, компания «Раут» использует в основном посуду из Франции и Швейцарии. Компания «Радиус» сдает в аренду, к примеру, солонки из Австрии, кружки из Великобритании, чашки из Германии и китайский костяной фарфор. Подносы, термосы, соусники, менажницы, фондю для глинтвейна компании «Комильфо» — производства Германии.
Если фирменный магазин использует импортную продукцию ограниченного ассортимента, это не дает гарантий успешной работы. В компании «ВСМПО» рассказали, что спрос сильно упал. Фирменный магазин обязан продавать только определенную продукцию по заданным ценам, за «вечными» кастрюльками не приходят каждый день. Ассортиментный ряд все-таки пришлось расширить за счет кухонных мелочей. Себя не оправдали вложения в рекламу. Компания вынуждена применять скидки.
Будущее: хрупкое или прочное?
Российской Ассоциацией производителей посуды разработан План мероприятий по реализации Стратегии развития отрасли по производству посуды, хозяйственно-бытовых изделий из фарфора, керамики, хрусталя, стекла, металла и пластмассы в России (стратегия определена краткосрочная и долгосрочная — до 2020 года). Один из пунктов — включение отрасли в ведомство легкой промышленности РФ. В Плане содержатся предложения, касающиеся ставок ввозных таможенных пошлин, мер по увеличению объемов экспорта, обучения и трудоустройства работников отрасли.
Петербургские парламентарии в этом году также озаботились вопросами поддержки отечественных производителей посуды. Принято решение создать рабочую группу для рассмотрения возможности внесения изменений в законодательство РФ, затрагивающее данную сферу.
МНЕНИЯ
Гая Карапетян,
бренд-менеджер ООО «Ломоносовская керамика»
— Общий спрос на посуду не вырос: даже уменьшился. Если учитывать продажи ассортимента собственного производства, то в сравнении с прошлым годом объемы выросли, так как в 2010 году на предприятии была проведена комплексная модернизация производства. В результате удалось выйти на рынок не только Северо-Запада РФ, но и всей России, а благодаря возросшей производительности оборудования активно расширяем ассортимент и объемы продаж в федеральных и региональных сетях.
В сотрудничестве с потомственным гончаром Николаем Подрезовым возродили традицию промышленного изготовления Оятской керамики — гончарных изделий традиционного русского промысла. Создали серию «Оятские мотивы» — керамика, произведенная промышленным способом и расписанная вручную. Выпустили керамические кастрюли в подарочной упаковке. Наладили производство абсолютно нового товара — керамических форм с керамическим антипригарным покрытием. Рассчитываем на интерес клиентов и думаем, что это приведет к увеличению продаж.
Елизавета Серова,
Начальник отделения маркетинга и рекламы ЗАО «Нева металл посуда»
— Спрос на литую алюминиевую посуду с антипригарным покрытием в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, вырос и продолжает стабильно увеличиваться. Ежемесячный прирост объемов продаж ЗАО «Нева металл посуда» за январь — август 2011 года, по отношению к показателям 2010 года, в среднем составляет около 20%.
Наш рынок имеет ярко выраженную сезонность — основные продажи приходятся на период сентябрь — март. Позитивным фактом является то, что растет потребительская культура российских граждан — они все больше предъявляют спрос на качественные и относительно дорогие изделия. В связи с этим мы надеемся на сохранении тенденции роста объемов продаж и в будущем. Прогнозируем годовой рост спроса на рынке на уровне 20–25%.
Виталий Цветков,
коммерчески директор ОАО «ИФЗ»
— Хочу отметить, что изделия Императорского фарфорового завода — это стиль жизни. Нечто большее, чем просто посуда. По сравнению с прошлым годом, спрос на нашу продукцию сильно изменился. Это связано с тем, что предприятие развивается: открываются новые магазины в Москве, Петербурге и других городах России. Это говорит о том, что изделия ИФЗ востребованы. Ассортимент выпускаемой продукции достаточно широк. Мы его обновляем, основываясь на современных трендах. Реализуем совместные проекты со знаменитыми художниками и деятелями культуры и, конечно, выпускаем тематический ассортимент к праздникам.
Татьяна Дейко,
Руководитель отдела маркетинга ООО «Техбалт Таллер»
— Объемы продаж по марке TalleR стабильно растут. Сегодня посуда поставляется во все регионы России, в Петербурге она представлена практически во всех магазинах, торгующих посудой для приготовления пищи. Несмотря на достаточно невысокий уровень цен для продукции своего класса, мы постоянно проводим промоакции с подарками или снижением цен. Компания постоянно расширяет ассортимент. В 2011 году, кроме пополнения имеющихся линеек продукции из нержавеющей стали -: наборов посуды, кастрюль, терок, френч-прессов, заварочных чайников и т. д., появились коллекции из литого чугуна, литого алюминия с антипригарным покрытием нового поколения Teflon Platinum Plus и аксессуары для кухни из цинкового сплава. |