Компания «Digital Research» представила результаты онлайн-опроса «Электронные тексты и устройства для их чтения», проведенного в январе 2011 года. Исследование касалось читательской активности российских пользователей электронных устройств, их предпочтений по отношению к бумажному или электронному тексту, а также устройствам, с помощью которых они читают электронные книги.
По сравнению с 2003 годом, когда проводился аналогичный опрос, регулярно читающих электронные художественные тексты стало больше примерно вдвое (37% против 20%).
Чаще всего в электронном виде читаются небольшие тексты (в среднем 22,5% ответов) — многие пользователи признаются, что большие объемы с экрана читать им непривычно и неудобно.
Совсем не читают, либо не читают книги в электронном виде 12,3% пользователей (художественные тексты) и 16,3% (нехудожественная литература).
Если в 2003 году до 30% пользователей распечатывали электронные тексты и только после этого приступали к чтению, то в январе 2011-го таковых оказалось 5%.
Что касается стоимости электронных книг, то лишь 2% готовы заплатить за электронный текст стоимость, эквивалентную бумажной версии, 5% согласны на 40–60% ее цены, а 54% — не более 40% стоимости книги.
Электронные книги — это, скорее, ознакомительная версия традиционной книги для большинства потребителей, способ сэкономить деньги, а то и попросту «халява» — ведь, по сути, затраты на единовременную покупку ридера быстро окупаются экономией на покупке бумажных книг. Однако «атмосфера чтения», привычка перелистывать страницы и тактильные ощущения от контакта с бумажной книгой для многих читателей оказываются важнее, поэтому в традиционных книжных магазинах не иссякает поток покупателей. |