Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Печатный след - ЭиВ N 7 (794)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Книжный рынок
Печатный след
No. 7 (794) 07.03.2011
Наталия Кудряшова
В этом году в Петербурге будут праздновать 300-летие журналистики, типографской и издательской деятельности. Город на Неве остается одним из самых заметных игроков на российском книгоиздательском рынке. Но сам рынок переживает сегодня далеко не лучшие времена. Поэтому в рамках праздничных мероприятий предстоит обсуждение проблем издательского бизнеса и торговли печатной продукцией
В последние годы в книгоиздательском бизнесе проходили различные слияния и поглощения. В Петербурге, к примеру, появились серьезные московские игроки. Крупным типографиям стало выгоднее распределять заказы по мелким типографиям в регионах. По-прежнему дешевле печатать книги за рубежом. По мнению некоторых экспертов, специфика отечественного книжного рынка в том, что две трети розничных продаж осуществляются через традиционные книжные магазины. Хотя интернет-торговля, торговля почтой и прямые поставки от издательств постепенно набирают силу.


Выпустить в свет

По информации DailyJournal, сегодня в Петербурге зарегистрировано около 300 издательств, из которых активны на рынке 60–70, печатающих по 20–30 книг в год. А 80 % книг выпускается 5–6 крупнейшими издательствами, имеющими собственные типографии и розничные сети. В городе работают около 400 полиграфических предприятий, из которых только четыре имеют полный технологический цикл.

По данным Национального инфор­ма­ционно-справочного портала Daily­Journal, книжный рынок в России про­должил падение в 2010 году, рухнув на 40% за два с небольшим года. Одновременно по структуре рынок приближается к западным аналогам, где на художественную литературу приходится лишь 20% оборота издательств. Однако потенциал для будущего подъема книжной отрасли сохраняется. Читатели чаще стали заимствовать книги у знакомых, скачивать их в Интернете и записываться в библиотеки. Рынку это принесло задержки платежей издателям со стороны книжных сетей и падение продаж даже некогда рентабельных изданий.

По итогам 2010 года число выпущенных непериодических изданий — книг и брошюр — сократилось на 4,6% — до 121,7 тыс. единиц, общий тираж — на 9,6% — до 653,8 млн экземпляров. Наименований книг, по сравнению с 2009 годом, было издано меньше на 4 тыс. печатных единиц, брошюр — на 1,8 тыс. Издания в твердом переплете занимают 33% от общего выпуска по наименованиям и 37,3% — по тиражам. Их число — 40,1 тыс. единиц — изменилось незначительно, по сравнению с предыдущим годом, а вот что касается книг и брошюр в мягкой обложке, то таковых издано 81,6 тыс. единиц — на 5,5 тыс. меньше, чем в 2009-м.


Сделать виртуальным

Участники книжного рынка, издательства и торговые сети прогнозируют рост спроса на электронные книги, отмечает www.lenizdat.ru со ссылкой на исследование «РБК Daily». Полностью бумажная литература не исчезнет, однако ее доля в общем книжном обороте в ближайшие несколько лет будет снижаться, утверждают авторы исследования.

Новые реалии рынка заставляют его участников искать альтернативные варианты для заработка, например, начинать торговлю электронными книгами, продавать устройства для их чтения вместе с доступом к электронным библиотекам, создавать сами библиотеки.

Если интернет-магазины уже приступили к освоению нового сегмента, то традиционные книжные магазины пока практически не занимаются продажами электронных книг, хотя планы организовать такую торговлю у ритейлеров есть. Издательские дома тоже пытаются найти свою нишу на новом рынке. Например, один из издательских домов стал соучредителем проекта ibooks.ru — электронной библиотечной системы учебной и научной литературы. Между тем эксперты единодушны в том, что снижение продаж традиционных книг не связано с развитием электронных книг, о чем говорится в исследовании.

Некоторые специалисты полагают, что российские издатели упорно отказываются признавать преимущества и перспективы цифровых технологий. По подсчетам аналитиков, к 2012 году в мире около 20% книг будут производиться с использованием цифровой печати. При этом Россия — самая быстрорастущая аудитория сети Интернет.





МНЕНИЯ

Денис Котов,
генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед»


— Общее состояние книготорговой отрасли в России сегодня деградирующее. В 2009-м отрасль не почувствовала заметного падения — только к концу года это выразилось в обнулении темпов роста, в том числе и инвестиционных. В 2010 г. у подавляющего количества игроков показатели по выручке упали, по сравнению с предыдущим годом, в среднем на 5–10%. Для книжного бизнеса это означает потерю приблизительно 15% клиентов, или то, что люди стали на 15% реже приобретать этот продукт в книжных магазинах. При этом мне, как человеку, который учится каждый день (с каждой ситуацией и с каждой книгой, которую читаю), совершенно удивительно, что люди недопонимают, что именно в кризис нужно активнее читать литературу, чтобы адаптироваться, чтобы понять, откуда взялся этот кризис и каковы пути выхода из него.

Объем книжного сегмента рынка в России составляет лишь $3 млрд (а по оценкам некоторых экспертов уже и меньше). Но сеть «Буквоед», несмотря ни на что, растет. Если раньше у нас были физические ограничения по ассортименту литературы, то с открытием интернет-магазина такие ограничения снимаются и с розничных магазинов тоже. Теперь мы можем и в стометровом магазине предлагать стотысячный ассортимент. Розничная сеть и «электронные» продажи взаимно дополняют друг друга и при этом действуют самостоятельно.

Самые стабильные продажи — у детской и художественной литературы. Сегмент деловой и образовательной литературы пошел на спад.


Михаил Богданов,
директор издательства «КОМИЛЬФО»


— Не так сложно издать и разрекламировать хорошую книгу, гораздо сложнее договориться с магазинами о ее реализации. Для нас это уже пройденный этап, а вот более молодым питерским издательствам приходится туго. Товароведы крупных книжных магазинов чаще всего опасаются работать с новыми компаниями, издающими современную литературу, выходящую за рамки жанров. И это существенно тормозит развитие малого издательского бизнеса.

За последний год заметно вырос интерес к комиксам и графическим романам, появилось много интересных и качественных детских книг. Издательства стали объединяться и организовывать независимые книжные выставки и фестивали. Открылось много тематических книжных магазинов, специализирующихся на книгах определенного направления, и такие магазины пользуются спросом.

Скорее всего, в ближайшее время электронные книги составят серьезную конкуренцию обычным, произойдет спад продаж и уменьшение тиражей. А значит, заметно вырастут цены на обычные книги.


Игорь Знаешев,
главный редактор издательства «Скифия»


— Я ожидаю, что в целом книгоиздание достаточно резко изменится в ближайшие годы. Книга перестает быть единственным источником знания и «миров волшебных очарованья». Что касается продажи книг через Интернет — я думаю, что доля этого сегмента книготорговой отрасли будет постоянно расти. Если каким-то образом не возникнет один (два, три) книготорговых интернет-монополиста, которые смогут задавить все остальные сайты, — все будет хорошо. Наша страна здесь не флагман, но движется в том же направлении, как и все мировое сообщество, где книжные продажи через Интернет начинают преобладать над продажами в книжных магазинах. Конечная цена книги в крупном сетевом магазине иногда значительно выше, чем при покупке у издателя или в интернет-магазине. На опыте нашего издательства мы ощущаем — развитие книжной торговли через Интернет идет очень бурно, люди постепенно начинают не бояться делать заказы и покупать книгу, которую еще не подержали в руках. Сетевые книжные магазины ориентированы на книжный товар массового спроса и крайне неохотно работают со специализированной литературой, то есть люди часто, при всем богатстве и яркости книжных витрин, не могут там найти необходимую им литературу.


Игорь Макаров,
гендиректор ООО «Издательство СпецЛит»
(медицинская литература)


— Читать стали меньше, и этому способствует общая тенденция в государстве. Наша литература в основном рассчитана на специалистов и студентов медицинских учреждений. В связи с вводом новых образовательных стандартов «вопрос — ответ» заучивать стали «правильные ответы», а не полностью готовиться по предмету. Отсюда и низкий спрос на книги. Финансирование библиотек сократили! Бумага существенно подорожала! Тиражи упали (у нас сейчас средний тираж 1000 экз.)! Правда, увеличилось количество изданий. Крупные типографии с полным циклом закрываются, небольшие издательства разоряются из-за отсутствия реализации. Через Интернет покупают, но мало, гораздо чаще ходят в магазин, в основном, это люди старшего поколения. Молодые читатели сейчас могут скачать практически любую книгу в Интернете, и никому нет дела до авторских прав и цивилизованных методов продаж. Магазины розничной торговли тоже не в лучшем положении из-за падения спроса, наценка превышает 100%, что еще больше пугает покупателей, книги перестали быть доступным источником знаний. По стране большинство книжных магазинов перешли под крупные торговые сети, которые выставляют на полки свой ассортимент или товар, хорошо продаваемый. Скоро китайцы будут привозить к нам книги наших классиков и продавать их нам!


Ирина Маграчева,
коммерческий директор «Санкт-Петербургского Дома Книги»


— За последний год роста книжных продаж не зафиксировано. Оценить, как будет развиваться рынок в течение года, — сложно, начало года — не показатель. Сейчас всплеска быть не может.

Дом Книги работает и в режиме on-line. Упор компания делает на специальную литературу, а художественная занимает только 20 %. Люди должны быть уверены, что найдут в Доме Книги не только детективы и романы. Повышенный интерес иногородних покупателей, просьбы открыть «такой же магазин у них в городе», прежде всего, свидетельствуют о том, что современное состояние книжного рынка следует оценивать не по количеству открываемых магазинов, а по качеству работы с ассортиментом.


Виталий Яковлев,
владелец книжного интернет-ресурса «Oldbookshop» и книжного магазина «Букъ-ля»


— Книжный рынок я считаю перспективным. Развитие книжных интернет-магазинов идет в ногу с развитием всей отрасли интернет-магазинов, вряд ли кто-нибудь сможет сказать, что интернет-магазин — это не перспективный бизнес.

Если у Вас нет реального книжного магазина, то перед вами стоит сложная задача взаимосвязать покупателя и поставщика, раскрутить данный ресурс (привлечь продавцов и покупателей) и Вы реально зарабатываете с размещения (абонентская плата), а не с самого товара.

Если Вы владелец магазина, то у Вас должен быть огромный ассортимент — 100 тысяч книг — (чтобы получать ощутимую прибыль), что под силу только крупным сетям. У Вас должна быть налажена оперативная служба доставки. Вариант «микс»: Вы продаете свои книги и выставляете на своем ресурсе книги сторонних продавцов. Взаимосвязь базы в реальном магазине с базой на сайте позволяет оперативно обновлять ассортимент. Перспективы у данного рынка огромны, если интернет-ресурс будет достаточно гибким и хорошо чувствовать потребности потенциального покупателя.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Книжный рынок
15.05.17XII Санкт-Петербургский Международный Книжный Салон откроется 25 мая
XII Санкт-Петербургский Международный Книжный Салон пройдёт в Михайловском манеже северной столицы с 25 по 28 мая 2017 г.
18.05.15Что вы сейчас читаете?
С 1990 года количество книжных магазинов
в России сократилось более чем в пять раз.
Это стало одной из причин того, что более 40% россиян вообще не читают книг.
Как исправить эту ситуацию и способен ли помочь провозглашенный в стране Год литературы? Об этом в интервью Дениса Котова, генерального директора книжной сети «Буквоед»
07.03.11Монитор бумаге не враг
07.03.11НОВОСТИ
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru