Через 2,5 месяца случится то, чему почти 10 лет сопротивлялось ОАО `Мурманское морское пароходство` (ММП) - оно потеряет атомные ледоколы, которые отойдут в управление государства. `Росатом`, получив этот стратегический для севера России актив, собирается форсировать программу строительства новых ледоколов. Они необходимы для освоения нефтегазовых месторождений шельфа Северного Ледовитого океана, а также для бесперебойной работы `Норильского никеля`.
От дислоцированного под Мурманском ледокольного флота во многом зависит работа ряда важнейших российских экспортеров. Прежде всего, это `Норникель`, который морским путем вывозит из Дудинки медь, никель, палладий и платину - стратегические товары, рынок которых очень чутко реагирует на эти поставки.
На рынке давно поговаривали, что именно металлургический концерн был заинтересован в том, чтобы ледоколы, находившиеся с 1990-х годов в оперативном управлении ММП, были возвращены государству. Обсуждалось, что акционеры медно-никелевого гиганта, похоже, не были в особом восторге от взаимоотношений с морским перевозчиком, и поэтому предпочли бы общаться с ответственными за атомный флот чиновниками. Однако, для `Норникеля`, если он и, правда, был в этом заинтересован (что до конца неизвестно, потому что проблемы взаимоотношений ММП и металлургов никогда не всплывали на поверхность в виде, например, претензий к условиям перевозок), пролоббировать изъятие ледоколов, видимо, оказалось непосильной задачей.
Несколько лет назад за ледоколы вплотную взялась Счетная палата РФ - она обнаружила, что доверительное управление ледоколами осуществляется неэффективно. Одной из основных претензий контрольного органа были круизы для иностранцев на атомных судах к Северному полюсу. Счетная палата решила, что ледоколы были переданы 10 лет назад незаконно, а из-за того, что ими управляет частная компания, государству в 2002-2004 гг. был нанесен ущерб на сумму более 400 млн рублей.
Однако пароходство парировало все обвинения, сумев доказать, что управление ледоколами было не только невыгодным, а наоборот - прибыльным для государства. А все круизы к полюсу совершались в полном соответствии с законодательством. ММП старательно подчеркивало, что все эти годы делало все возможное для поддержания ледокольного флота на высоком техническом уровне.
Все изменилось, когда `Роснефть` и ЛУКОЙЛ интенсифицировали свои неф-тяные проекты на севере, а `Газпром` с партнерами вплотную подошел к началу освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. На очереди в ближайшие годы - крупные поставки нефти с Тимано-Печоры, а также `большой` ямальский газ. Эксплуатация этих углеводородных провинций продлится не одно десятилетие и ледокольный флот здесь необходим для стабильных поставок оборудования и материалов при сооружении ледостойкой платформы, трубопровода, завода и терминала для производства и отгрузки сжиженного природного газа.
Минтранс обещает, что через 12 лет перевозки по Северному морскому пути возрастут в 30 раз - до 50 млн тонн в год. И не исключено, что именно газовики и неф-тяники `надоумили` правительственных чиновников, что им гораздо проще будет общаться с госкорпорацией `Росатом`, нежели с частным морским пароходством.
Правда, вместе с Атом-энергофлотом` корпорация получит не только приносящие прибыль ледоколы, от работы которых зависит успех важнейших российских экспортеров, но и массу проблем. Важнейшие из них - радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, что потребует тщательного соблюдения экологических предписаний, а также значительных затрат.
Руководство ММП заявляет, что в полном соответствии с графиком выполнит все необходимые процедуры для возврата государству атомного ледокольного флота и судов атомно-технологического обеспечения к 27 августа 2008 года, когда истечет действие договора доверительного управления, заключенного государством в лице Росимущества с ОАО `Мурманское морское пароходство`.
Тем временем, Росатом, получив долгожданный актив, собирается заняться заменой существующего ледокольного флота, большая часть которого скоро должна быть выведена из эксплуатации. Глава госкорпорации Сергей Кириенко велел уже в следующем году разработать ледокол нового поколения, который сможет работать как на мелководье в устьях рек, так и в море. Построен он должен быть не позднее, чем к 2015 году - как раз тогда, когда из семи ныне действующих ледоколов в эксплуатации останутся лишь четыре, остальные выработают срок службы. А так как строительство подобных судов занимает пять лет, то С. Кириенко призывает начать его уже в 2010 году. Правда, его прогноз чересчур оптимистичен - последний сошедший со стапелей Балтийского завода ледокол `50 лет Победы` строился около 15 лет. Тем не менее, мешкать `Росатому` нельзя - эксперты в области транспорта утверждают, что именно после 2015 года, когда будет запущен Штокман и ямальские месторождения, грузопоток начнет расти в десятки раз.
Прямая речь
- Если первое, что мы сделаем при освоении арктического шельфа, - уничтожим наш ледокольный флот, это будет преступлением... Для обеспечения всех проектов в Арктике России нужно не менее девяти ледоколов. На каждый ледокол государству предстоит потратить около 16 млрд рублей. А если ничего не делать, то к 2019 году у нас останется только один действующий атомный ледокол.
Сергей Кириенко, глава корпорации `Росатом`
|