Открывая в январе 2010-го в Петербурге Год учителя, президент назвал две основные причины, почему молодые педагоги не идут в школу — низкий социальный статус и зарплата, которая наглядно его отражает.
Поэтому в школах сейчас не больше 7–12% молодых учителей. А после окончания вузов приходит всего 5% выпускников. Школы катастрофически «стареют», увлекая вниз качество обучения в точном соответствии с поговоркой «Борода уму не замена».
Этот неутешительный вывод подтверждает и международное исследование, проведенное при участии российского Института развития образования (ИРО). Были протестированы педагоги-математики 17 государств. Молодые российские учителя набрали 540 баллов из 1000 возможных, пропустив вперед только коллег из Сингапура. Педагоги постарше уступили начинающим коллегам в два раза.
Школу нужно срочно «омолаживать». Но как это сделать, никто не знает, потому что в школах практически нет вакансий. По данным ИРО, вузы ежегодно готовят 120 тыс. учителей, в то время как количество свободных рабочих мест в школах за последние четыре года сократилось с 40 тыс. до 2 тыс.
Омолаживать — значит, старым педагогам нужно предложить такую пенсию и льготы, чтобы они освобождали места, а молодых — обеспечить жильем, достойной зарплатой и местами в детсадах. Но в этих обещаниях, кажется, запутались уже и сами инициаторы. Так, Дмитрий Медведев дал поручение ввести новую систему оплаты труда учителей в течение ближайших трех лет. Вслед за ним повысить зарплату на 30% уже с 1 сентября нынешнего года пообещал Владимир Путин. Практически то же самое предусмотрено партийной программой «Единой России». А в ряде регионов (например, в Псковской области) сейчас вводят собственные системы оплаты труда бюджетников.
Учителя в растерянности. «Может, пора определиться, наконец, кто все-таки «озолотит» школу? — говорят они. — Или хотя бы определить общий вектор всех этих новаций…». |