Не секрет, что проблема распространения контрафактной продукции - одна из наиболее острых в России. От нее страдают потребители, добросовестные производители и государство, в бюджет которого в этом случае не поступают налоговые отчисления. Производство подделок превратилось в масштабный и очень привлекательный бизнес.
Эффективность деятельности таможенных органов по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных, в немалой степени определяет уровень деятельности государства в такой важной области, как обеспечение защиты прав владельцев на объекты интеллектуальной собственности.
Федеральная таможенная служба России и Северо-Западное таможенное управление уделяют пристальное внимание выполнению этой задачи. Так, в апреле этого года в Пушкине состоялось совместное заседание коллегии Северо-Западного и Центрального таможенных управлений. Главной темой стало состояние работы по защите прав интеллектуальной собственности.
В реестре - более 1000 товарных знаков
Приказом ФТС России от 8 июля 2007 г. N 714 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
При ведении Реестра ФТС России руководствуется принципами защиты государством интеллектуальных прав, прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также оперативности, гласности, равнодоступности для всех правообладателей, недопустимости причинения вреда третьим лицам и не-обоснованного увеличения сроков и неоправданных задержек исполнения государственной функции.
Количество внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности - около 1022 товарных знака.
Необходимо отметить, что защита интеллектуальной собственности предусматривает целый комплекс мероприятий, в который входит, в частности, индивидуализация изделия. Это особая упаковка: товарный знак, который можно нанести на упаковку или само изделие; различные голограммы; адрес производителя; телефоны; знак сертификации - то, что затрудняет подделку изделия и облегчает потребителю идентификацию продукции.
Оценка эффективности
Для того чтобы оценить эффективность деятельности таможенных органов, ежегодно для каждого регионального таможенного управления устанавливается значение контрольного показателя, то есть число выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
На 2007 год приказом ФТС России значение данного показателя для СЗТУ составило не менее 820 тыс. единиц контрафактной продукции (ЕКП). Фактическое же исполнение данного показателя - более 10 млн ЕКП! Из них судами признано контрафактными - 9,95 млн ЕКП. В отношении почти 170 тыс. ЕКП были возбуждены дела и переданы в органы внутренних дел прокуратуры.
В соответствии с приказом ФТС России на II квартал 2008 года показатель составил не менее 400 тыс. ЕКП. По состоянию на 15.05.2008 выполнение этого показателя составило более 1,5 млн ЕКП. Признано судами контрафактными 1,4 млн ЕКП, возбуждены дела и переданы в органы внутренних дел и прокуратуры в отношении почти 109 тыс. ЕКП.
На суды денег нет, и времени жалко
В целом работа в СЗТУ по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных, организована и ведется на должном уровне.
Однако есть объективные трудности, с которыми сталкиваются сотрудники таможен, прежде всего - с недостаточной активностью в этом вопросе самих правообладателей. Например, участились случаи прямого отказа от защиты своих законных прав. В 2007 году зафиксировано 353 случая приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. По каждому из них правообладатели отказались от защиты своих прав.
Основной причиной, по словам начальника отдела торговых ограничений и экс-портного контроля СЗТУ Новиты Степуры, является нежелание тратить время и средства на судебные разбирательства. Вот один из подобных примеров. На таможенном посту МАПП Брусничное сотрудники Выборг-ской таможни провели таможенный досмотр двух транспортных средств, следовавших в адрес одного общества с ограниченной ответственностью, с товаром автозапчастей и комплектующих (более 4000 штук), на которых красовался товарный знак известного мирового автопроизводителя.
Таможня сделала запрос представителю правообладателя о наличии признаков правонарушения по ст. 14.10 КоАП. Тот сообщил, что у данного ООО нет прав на использование этого товарного знака. Тем не менее пострадавшая компания не была заинтересована в возбуждении дела об административном правонарушении.
Еще одной причиной отказа правообладателей отстаивать свои интересы в суде являются необоснованно длительные сроки проведения экспертиз и выдачи заключений по контрафактным товарам.
Остаются нерешенные вопросы и во взаимодействии с Роспатентом. Так, на данный момент к базам Роспатента имеют доступ не все таможни. Кроме того, есть сложности при контроле за перемещением товаров, маркированных товарными знаками, зарегистрированными в Роспатенте, но не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
Для минимизации временных затрат на получение информации о правообладателях на объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в ТРОИС, существует острая необходимость в подключении всех подчиненных таможен к базам данных Роспатента.
Защита продукции - дело экономически эффективное. С контрафактом необходимо бороться, иначе он если не разорит компанию сразу, то замедлит ее развитие. А это в итоге - проигрыш в конкуренции.
Многолетняя практика показывает, что залогом успеха в пресечении контрафакта является четкое взаимодействие таможенных органов и бизнес-сообщества.
Только цифры
9,95 млн единиц продукции признано судами
в 2007 году контрафактными
|