Статистические показатели говорят о продолжающемся росте отрасли: индекс текстильного и швейного производств по России за 9 месяцев 2006 года составил 108,2%, производства обуви и изделий из кожи - 112,9%.
В то же время проблемы, мешающие полноценному развитию отрасли, остаются прежними: изношенная техбаза, серьезных доработок требует правовая база (налоговое, банковское законодательства), вопрос о возврате экспортного НДС остается открытым, до роговизна и нехватка сырья мешают конкурентоспособности. Кроме того, торговать товарами легпрома пока по-прежнему более выгодно, чем их производить.
Государство готово переломить ситуацию, но не без помощи самих отраслевиков. По этой части уже есть некоторые сдвиги, которые наметились в связи с вступлением России в ВТО и необходимостью приведения продукции отрасли в соответствие с международными стандартами. Отменены таможенные пошлины на ввоз импортного оборудования пока на год, но в будущем, возможно, отмена станет бессрочной. Ряд предприятий уже получил субсидии на закупку сырья.
Эксперты полагают, что предварительные позитивные показатели 2006 года связаны с реализацией Плана мероприятий по развитию легпрома, который призван координировать деятельность исполнительной власти, госорганов и отраслевиков. Продолжается разработка технических регламентов по борьбе с контрафактной продукцией, которые государство предлагает отраслевикам разрабатывать совместно.
На инвестиции отечественный легпром пока по-прежнему не может рассчитывать, так как по эффективности вложения средств конкуренцию России составляют страны Юго-Восточной Азии, Пакистан, Латинская Америка: там более дешевая рабочая сила, а также низкая налоговая нагрузка. Даже отечественные предприятия размещают свои заказы в Китае, как, например, входящая в `Мэлон Фэшн Груп`, производственная фирма `Первомайская Заря`, ООО `Инфинити груп`, ЗАО `ФОСП`. Предприятия легпрома тяготеют к укрупнению, развитию сетей.
Одежда и обувь. Доля импорта по-прежнему превышает отечественную продукцию, но среди российских производителей есть ряд ярких игроков, уже отвоевавших свою аудиторию или сделавших серьезные заявки на присутствие. Создание и продвижение отечественных брэндов остается трудным вопросом: требуется вложить значительные средства, которые предприятия пока предпочитают потратить на оборудование.
Существуют разные мнения относительно пошива коллекций в странах Юго-Восточной Азии: некоторые производители считают, что можно справиться силами соотечественников, как, например, новгородское ООО `Скара`, открывшее в Новгороде швейную фабрику. Продукция пойдет на экспорт в Швецию, а также ее будут распространять на Северо-Западе России.
Отечественные производители обуви стараются закрепиться в узком сегменте `недорогая, качественная обувь с учетом особенностей местной антропометрии`, как ООО `Калевала`, например, или ООО `Ди Бора`; одним из ключевых моментов последней был и остается выпуск обуви редких размеров: 34, 43 женского. Хотя `Ди Бора`, выйдя несколько лет назад на рынок в сегменте `качественной и недорогой`, впоследствии стала позиционироваться как сеть `качественной, но недешевой`.
Но в основном на рынке, как России так и СЗФО, представлена импортная обувь: итальянская, португальская и дешевая корейская и китайская, которая пользуется неизменным спросом особенно в регионах.
Текстильное производство. По данным Минпромэнерго РФ, рост текстильного производства составил 112,5% к январю - октябрю 2005 года; увеличился выпуск шелковых (на 7,9%), льняных (на 10,4%) тканей, но снизилось производство хлопчатобумажных (на 0,3%) и шерстяных тканей (на 9,3%).
Лидером мирового рынка текстиля остается Китай, и его присутствие продолжает расширяться (около 21% в ВВП), а в России доля легкой и текстильной промышленности в ВВП, по различным оценкам, составляет всего 0,5%. При общей нехватке сырья импорт, например шерсти, даже снижается, признают эксперты: отечественное производство не способно удовлетворить спрос, качество также оставляет желать лучшего, а цены зарубежных поставщиков слишком высоки. Несмотря на снижение производства в этом сегменте, развивается экспорт в Белоруссию и страны Балтии.
Мировой рынок тяготеет к производству искусственных волокон; эксперты прогнозируют, что к 2010 году производство натуральных волокон существенно сократится, а химических - значительно вырастет: этот процесс уже идет. Но на внутреннем рынке производители предпочитают работать с хлопчатобумажным волокном из-за его дешевизны, по сравнению, например, со льном, который в основном идет на экспорт в страны ЕС, где пользуется высоким спросом.
Предприятия отрасли объединяются в вертикальные схемы по принципу холдингов, включая сырьевые производства.
|